Atelier Iris 3 – Grand Phantasm

46
46 Exceptional
Сложность: средняя
Основная перспектива: 3D/изометрия
Перспектива боя: сбоку
Тип боя: пошаговый
Мир: fantasy
Жанр: Классическая RPG
  • Сюжет 9
  • Графика 9
  • Геймплей 9
  • Звук 10
  • Оригинальность 9
  • Рейтинг пользователей (4 Голоса(ов)) 8.2

Маленькая компания Gust продолжает радовать нас играми из серии Atelier. На сей раз это Project A8, более известная как Ателье Ирис 3. Ранее игры серии Ателье выходили на разных платформах, но как правило, каждая новая часть меняла главного персонажа и подзаголовок – Элли, Мари, Виолетт. На английском они не издавались и соответственно тихо мирно прошли незамеченными мимо большинства поклонников жанра. Но вот Ирис была таки издана на западе и за ней последовало еще две части с тем же подзаголовком. Причем девушке с этим именем в самих играх отводятся самые разные роли – от некогда жившего алхимика, до вполне-таки, живой и веселой девушки. Начиная со второй части главный персонаж игры научился пользоваться холодным оружием, ака меч, до этого использовалась только магическая экипировка. Ну да ладно, заканчиваем за сим вступительную часть и переходим непосредственно к игре.

Следуя неписанным традициям повествование начинается в небольшом городке, в котором собственно и живут наши герои. Городок был бы ничем не примечателен, если бы не основная профессия его горожан – рэйдеры. По сути дела, наемники, которые берутся за любую работу предполагающую неплохое вознаграждение по ее итогам. В окрестностях города расположены порталы, ведущие в другой мир, где так же обитают разумные существа, не человеческой наружности. И уж так получается, что большинство работы рэйдерам приходится выполнять именно в этих мирах. Что, кстати, довольно опасно, ибо там помимо аборигенов водится еще и куча все различных монстров. Иногда рэйдеры погибают, но это уже другая история. Так вот, парочка главных персонажей – Эдж и Ирис так же являются рэйдерами. Собственно, на выполнении миссий-квестов и строится все повествование игры. Так бы они и выполняли рутинные задания, если бы в один прекрасный момент не попалась им миссия по исследованию непонятно откуда возникшего светящегося объекта, на поверку оказавшегося одним из восьми осколков необходимых для активации легендарной книги Grand Phantasm, оказавшейся у Ирис по наследству от предков. Добрые люди тут же подсказали, что собрав все восемь частей, счастливый обладатель может книги сможет исполнить одно свое заветное желание. Но помимо добрых людей всегда найдутся и те, кто хочет использовать сей артефакт в своих корыстных целях. Не стала исключением и данная игра.

Итак, что же мы выясним начав играть. Прежде всего, рэйдеры имеют ранг, от 1 до 12, в целях экономии времени и дабы показать, что играем то мы не за желторотых новичков, игра начнется в тот момент, когда Эдж и Ирис уже находятся на третьем ранге и им разрешено пользоваться порталом в один из миров. За выполнение заданий будут начисляться очки, которые рано или поздно приведут к повышению ранга и как следствие откроется доступ в более опасную локацию. Всего их пять штук.
Где брать задания и кому это нужно? Да все просто – в городе расположена Гильдия Рэйдеров, как и положено в ней обитает симпатичная администратор и не менее злобное существо, именуемое двенадцатилетней девочкой, распоряжающееся боевыми заданиями. В распоряжении охотников за наживой имеется доска объявлений, на которой менее расторопные жители города вывешивают свои проблемы. Как правило они имеют достаточно разнообразный характер – начиная от «хочу это, хоть лопни, но принеси» и заканчивая «а не пришить ли вам лопатой вот этого вот монстра». Реже попадаются более оригинальные задания, требующие даже дипломатических тонкостей. В общем – скучать не придется. На каждой карточке с заданием расположена информация для размышления, такая как необходимый ранг и бонусы за успешное выполнение. Иногда там же пишут и ограничения – например на локацию можно зайти всего 5 раз, потом задание будет считаться проваленным. Куда более интересный пункт – награды. Самое банальное – очки для продвижения по службе. Зачастую денежная компенсация за труды праведные, а иногда еще и предметов каких полезных подгонят, ну что бы монстров валить проще было. С духом истинного эгоизма, наши герои приходят в гильдию и загребают себе все доступные задания, оставляя других рэйдеров с носом. Однако, те так же исхитряются найти себе занятие, что наводит на мысль «а не спрятали ли они от нас вторую доску с объявлениями?». К сожалению, ответа на этот философский вопрос игра так и не даст. Положено вам 64 сюжетных квеста – распишитесь в получении. Помимо сюжетных можно брать и простые задания. Некоторые из них повторяются, другие в конечном итоге приведут к разборкам с мощными боссами, так что лениться и отлынивать крайне не советуется. Вы же на работе, а за нее неплохо платят, так что делайте что должны.

Обычный среднестатистический человек не обладает фотографической памятью и в довесок не способен держать в уме большое количество необходимой информации. В медицине этот диагноз называется склероз. Так вот мои юные склеротики, дабы нам не пришлось перенапрягать мозги, силясь вспомнит, кто там чего назаказывал и что за это с него можно содрать, у Эджа заведена книжка, в которую он старательно копирует всю необходимую информацию с тех листков-объявлений, которые вы решили присвоить себе. В любой момент можно посмотреть, что и где вам нужно сделать и к кому потом заявиться с претензией на получение кругленькой суммы. Полезная штука, слов нет.

Немного похозяйничав в Гильдии, как правило не грех будет завернуться домой и как следует осмыслить все то, во что только что вляпался. На первых порах все просто – доступных локаций немного, задания простые и опасаться за драгоценную пятую точку не приходится. Но позднее, когда герои подрастут в ранге и появится доступ ко всем возможным местам столкновений с аборигенами, тут уже нужно будет подумать, как удобнее выполнять миссии так, чтобы за одно посещение локации выполнить как можно большее их количество. Несмотря на кажущиеся временные затраты на шевеление серым веществом, у данного процесса есть и два неоспоримых плюса. Первый – времени в конечном итоге будет потрачено куда меньше, нежели хаотично бегать по локациям и выполнять по одной миссии. Второй неоспоримый плюс – неслабое такое погружение в игру. Еще по дороге домой у вас в голове будут шевелиться мысли, выстраиваясь в ровные цепочки локаций и заданий, которые нужно будет выполнить так, а не иначе. Плюс постоянно беспокоящая мысль – а хватит ли мне айтемов на синтез, что бы задание выполнить. Да, в игре есть синтез, все-таки серия всегда была неразрывно связана с алхимией, но об этом мы поговорим немного позже. Рано или поздно игрок поймает себя на той мысли, что когда он смотрел на часы последний раз, часовая стрелка упиралась не в цифру пять, а в цифру два, а он и не заметил, как пролетело целых три часа. И это приятно, ну если вы, конечно, на работу не опаздываете.
Вот так вот выглядит план основных мероприятий, связанных с данной игрой.

Я уже говорил, что Gust компания не большая и известная в довольно узком кругу? Вроде говорил, так вот, дабы не заставлять игрока страдать от кривого и убогого 3D движка, который непременно получился бы у компании, не имеющей доступ к центральному счету компании Square Enix, решено было никаких 3D не делать и оставить тот же приятный двухмерный движок, что и раньше. Поработать над локациями, продумать дизайн и не заморачиваться на обстругивание кривых буратино, как это делают компании, сильно переоценивающие собственные силы и бюджет. В конечном итоге все получилось достаточно симпатично и красиво. А главное не торкает в глаз необструганными углами. Небольшое количество локаций вполне компенсируется их разнообразием – от аллеи с кристаллами до башни, с библиотекой, колокольней и подземельем. Таким образом список мест для посещения будет постоянно расширяться и вам не придется бегать только по тысячу раз виданным местам.
Дизайнеры так же постарались и выдали отлично смотрящихся персонажей (причем не только главных), интересные костюмы ну и монстров, в ассортименте от миловидных до кровавых монстров. Так что халтурой их работу назвать никак нельзя.

Остановимся на персонажах немного подробнее.
Первым номером у нас значится Эдж (Edge). Отличный пример того, каким должен быть главный персонаж. Серьезный молодой человек, не лишенный цинизма и мрачности, в то же время способный испытывать весь ассортимент чувств, а не пользоваться ограниченным их набором. Достаточно умен и находчив. Готов к самопожертвованию ради тех, кого любит. Основная его боевая дисциплина – мечник. Как и следует главному персонажу – выступает ударным дивизионом, наносящим врагу нешуточные повреждения.
Номером два (хотя для кого то может и номером один) у нас выступает Ирис (Iris). Как и полагается, является подругой Эджа. Причем не просто подругой, но и компаньоном по рэйдерской деятельности и тем человеком, ради которого Эдж пойдет на все. Добрая, веселая девушка, потомок древнего рода алхимиков, готова помочь всем, кто в этом нуждается, причем не думая о себе. В бою неплохо нашпиговывает врагов магией и попутно лечит всю партию от тяжких телесных повреждений, неминуемо получаемых в бою.
Третьим номером (однако если брать по активности, то даже не первым, а скорее и нулевым) является девчушка по имени Нелл (Nell). Ее гиперактивности могут позавидовать герои аниме. Известные высказывания про шило в известном месте (нет, не в мешке) не достаточно точно ее описывает. Все просто – она молода, жизнерадостна, полна сил и энергии, а ее, как известно, нужно иногда выплескивать, дабы не хлестала через край. Вечно оказывается в центре событий. Причем не всегда приятных, любит свою сестру и от этого немного мучается (почему – узнаете сами). В бою как базис использует копье интересного вида.
Не упустили разработчики и вставить в игру другого персонажа, присутствующего во всей серии Ателье Ирис. Зовут ее Памела. Девочка-приведение. Миловидная, но капризная, любящая пудрить мозг персонажам во всех трех частях. Пусть она и не играбельна, но по праву может считаться частью основного повествования. Если кого-то она заинтересует больше, то милости просим в другую игру от данного разработчика, а именно Mana-Khemia, где Памела является уже членом команды.

Как и положено приличной игре нашего времени, Ателье Ирис 3 может похвастаться хорошей озвучкой. Японской. Я уже устал повторять одно и то же – американская озвучка способна загубить все впечатление от игры, что она иногда и делает. Хвала (вставьте сюда вариант, подходящий вашему вероисповеданию) NIS Аmerica как правило оставляет японский звук нетронутым и его вполне можно включить в опциях. Титры прилагаются. Так что мучиться от незнания сюжета вам не придется. Плюс бессменные композиторы компании в очередной раз выдали очень хороший саундтрек для игры. Особенно расстарались для боссов, написав шикарные мелодии, такие как Criss Cross, Rain of Blossoms и Desire and Commandment. Плюс отменная вступительная песня “schwarzweiß ~Kiri no Mukou ni Tsunagaru Sekai~” в исполнении Haruka Shimotsuki и шикарная композиция Lorelei в исполнении Noriko Mitose для финальных титров в одной из концовок (да, их в игре две, простая и истинная), о как же она подходит к той концовке, слов нет, очень советую не полениться и найти в сети перевод текста на английский. Оно того стоит. Да и на локациях звучат очень неплохие композиции, отлично подходящие под атмосферу. В общем, как обычно, как всегда, за музыку игре можно ставить 10/10 не кривя душой. Конечно найдутся и те, кому она не понравится, но оставим это на их совести. Как правило в народе принято восхвалять тех, кто банально находится постоянно на слуху и отличился хоть раз, но действительно стоящие композиции могут легко пройти незамеченными, и это обидно.

Ладно, перейдем теперь непосредственно к геймплейной составляющей. Любители классики будут рады, никакого отхода от традиций в игре не замечено. Ну а любители дорогих и «революционных» проектов пусть в недовольстве воротят морду, нам до них дела нет, пусть идут и считают миллионы, затраченные на их революционный шлак. Начнем издали – забудьте про карту мира, нет ее тут. Да и не нужна в принципе. В игре есть центральный город, из которого посредством порталов и будут путешествовать по разным локациям наши персонажи. Каждый новый мир имеет свою схематичную карту, так что заблудиться вряд ли получится. Правда открыть ее всю вам предстоит самим. Дабы в процессе исследований от вас не доносилась нецензурная лексика в большом количестве и упоминание родственников разработчиков, решено было убрать рандомные битвы. Все враги на карте видны и столкновения с ними вполне можно избежать. Это не может не радовать, учитывая тот факт, что большая часть игры пройдет именно вне города, особенно на последних стадиях, когда враги уже скорее рутина, нежели источник ценного опыта. Как и в других играх компании Gust внешне враги говорят о степени своей угрозы здоровью игрока. Красные – их уровень выше вашего, можно неплохо получить опыта за них, красные большие – тут вместо опыта можно крепко получить по рогам и отправится на свет иной (а точнее домой, досрочно вылетев с локации). Красные гигантские – как правило боссы. Модель поведения их – смотри пункт «красные большие». Как правило, информация о том, на кого вы сейчас нарветесь содержится в карточке к квесту, так что будьте готовы. Белые – их уровень такой же, как и у вас, то есть опасаться особо нечего. Синие – слабаки, их вполне можно убить, не вступая в бой, банально рубанув один раз мечом. Если мечем рубануть любого другого врага – то автоматически начнется битва, в которой первый ход будет за вами (если враги круты, то можно и обломиться). Кроме того, иногда встречаются фиолетовые враги – знайте, этих тварей вам нужно убить по условиям квеста. Причем как правило определенное их количество (от пяти до десяти).

Допустим, вы решили поразмять мышцы и накостылять парочке другой монстров. В таком случае вас ждет стандартная пошаговая битва со всеми отсюда вытекающими. В левой верхней части экрана будет расположена линейка очередности ходов – основное ваше орудие при выборе стратегии битвы. Дело в том, что каждое действие в битве имеет свою скорость восстановления после него. От этого зависит, будете ли вы ходить буквально через один ход или отлетите в самый конец линейки. Помимо этого, есть и еще один важный аспект – слотовая магия. После применения некоторых средств наступательной деятельности, вам на линейку очередности действий разместят еще определенное количество карточек с магией (от одной до трех), которые по истечении некоторого времени повторно шарахнут врага (или вас) по голове. Это верно не только для магии, но и для скиллов, так что смотрите внимательнее, чем пользуетесь сами и что кастует враг. Кстати о скиллах, забудьте о очках МР и тому подобной ерунде. Теперь все просто – в правом верхнем углу мирно так приютился счетчик, взглянув на который становится понятным, сможете ли вы крепко врезать врагу чем-нибудь мощным или придется подождать. Заполняется данный счетчик от одного до девяти, посредством обычных таких ударов по врагу. Но пинки вражьей морде по мозгам влияет не только на возможность использовать скилл, но и на линейку Burst, фактически неотъемлемую часть игр данной компании. Как и всегда, Берст отвечает за возможность не просто хорошенько врезать врагу, но и отправить его на тот свет буквально за одну атаку. Правила набора данного режима просты – бьете врага, получаете одну полосочку за каждый удар, попали по уязвимости – получите коэффициент 1,5 к бонусу, а вот если не повезло и вражина плохо восприимчива к насилию – тогда тот же коэффициент, но со знаком минус. Но вот настал момент сладостного заполнения линейки до краев и режим Берст таки включился. Что он нам дает? Ну во-первых счетчик скиллов автоматически рисует внутри себя циферку девять, что позволит нам некисло отметелить вражину. Во-вторых – все скиллы приобретают поистине чудовищную мощность, нанося в разы больше урона, чем при обычном использовании. Как вы уже наверно догадались, битвы с крутыми врагами и боссами целиком и полностью основаны на грамотном применении Берста и выборе атакующих скиллов.
Следующим пунктом, на котором мы остановимся немного подробнее будут Лезвия (Blades). Как уже упоминалось, Ириска у нас из древнего рода алхимиков, а следовательно способна общаться с магическими существами, именуемыми Мана. Правда их еще предстоит спасти от горькой участи быть захваченными внутри монстров, но в награду они заключат пакт с Ирис, даруя игре новые возможности. А именно Клинки. Использовать их могут Эдж и Нелл (Ирис, как это не покажется странным, помощью Ман пользоваться не может). Что они дают? Да все просто – персонаж, для которого Клинок предназначен, полностью меняет свою специализацию. Даже внешний вид изменится – костюмы разные для каждого из клинков. Шикарный ход со стороны разработчиков – все равно большинство игроков имеет парочку фаворитов, которых использует в бою. Тут же все просто, персонажей всего три, но из них можно сделать бойцов подходящих как вам по вкусу так и по текущей ситуации. Плюс не надо заморачиваться на раскрытие характеров и мотивов лишней толпы народа, которая игрока может и не интересовать. Очень правильный ход. Плюс большая вариабельность тактики, открывающаяся при использовании клинков – подбор требуемых навыков согласно текущего положения, выбор стратегии исходя из имеющихся скиллов. Многих боссов можно убить разными способами. Будете ли вы мучиться нанося минимальные повреждения или же лихой атакой снимете половину линейки здоровья у босса – все это зависит от того, насколько правильно вы подобрали клинки для битвы и насколько верное представление вы имеете об их возможностях.
Плюс парочка опциональных Мана, в начале представляющих из себя очень крутых боссов, особенно в этом плане отличился Люплюс (Luplus) – в последствии очень ценный Клинок для Эджа, без которого бить опциональных супербоссов в последней главе будет фактически нереально, хотя опять таки все зависит от Вас.
Последним пунктом нашего путешествия по локациям будет счетчик времени. Дело в том, что люди не могут бесконечно оставаться в тех мирах и по истечении определенного интервала времени Вас оттуда просто телепортируют домой. Несколько спорное решение. Способное вызвать некое раздражение у игроков в те моменты, когда до цели оставался шаг, но время кончилось. Однако исходя из этого условия приходится более четко выбирать свой маршрут и продумывать действия, а не бесцельно бродить по карте с мыслью «ничего, нарвусь рано или поздно». Так что даже в недостатке есть свой плюс.

Теперь немного об алхимии. Не даром же у нас Ириска в команде. По традиции в доме у нас имеется котел, для синтеза конфеток (и не только) из чего придется, а придется часто. Причем как по квестам так и просто для себя. Основой синтеза является рецепт, требующий наличия энного количества ингредиентов, подчас совершенно не сопоставимых с предполагаемым конечным результатом. Но химичить можно не только по рецепту, Ирис вполне может подкинуть в котел что-то иное и как следствие получится совершенно другой айтем. Положительным моментом является тот факт, что весь синтез проходит в одном месте и вам не придется метаться между разными магазинами и мастерскими. Как в некоторых других играх. Плюс система даст подсказку, что вы уже пробовали подмешать в суп, а что нет и из чего можно ожидать совершенно неожиданного эффекта. Удобно, слов нет. Ингредиенты для синтеза покупаются в магазине, вышибаются из врагов или же и вовсе враг превращается во что-то нужное (или не очень) посредством примененного скилла. Рецепты можно находить в сундуках или получать за выполнение квестов, тут все достаточно просто. Удачно вам не взорваться и запомните один факт – по стереотипу как минимум одна из девушек не умеет готовить, будьте осторожнее.

Впечатление от игры остается просто отличное, несмотря на кажущееся однообразие в выполнении квестов и миссий. Способствует этому неплохой сюжетец, множество диалогов с другими персонажами, огромная порция юмора как дань традиции играм компании Gust. Причем тем для шуток великое множество и далеко не всегда они приличные. Скрытый сексуальный подтекст присутствует. Ценители нравственности будут недовольно ворчать, но это неотъемлемая часть игры. Без этого просто нельзя, все же таки персонажам предполагается быть живыми людьми, а не высокоморальными уродами с непрошибаемостью бетонной стены отрицающими все возможные проявления человеческих качеств. И это приятно.

Вердикт – шикарная игра, не надоедающая, с прекрасным юмором и отличным геймплеем. Если Вы не считаете, что в игре главное графика и спецэффекты, если классический стиль вполне приемлем для Вас, то советую обратить внимание на игру. Она того стоит.

Поделиться

Об авторе