Nige-ron-pa

33
33 Good
Сложность: средняя
Основная перспектива: классическая
Перспектива боя: сбоку
Тип боя: пошаговая
Мир: fantasy
Жанр: Классическая RPG
  • Сюжет 6
  • Графика 7
  • Геймплей 7
  • Звук 6
  • Оригинальность 7
  • Рейтинг пользователей (0 Голоса(ов)) 0

Среди крайне немногочисленных RPGшек для Neo Geo Pocket, так и оставшейся, к сожалению, в тени не больно-то и выросшего в техническом плане с 89 года Game Boy Color, была одна, информации по которой даже на японском языке нигде и никакой не было. Ни солюшенов, ни обзоров, за исключением моего наспех написанного недоразумения. Звалась она Nige-ron-pa, и нежданно-негаданно к ней вышел практически полный англоязычный перевод. И это притом, что потуги по англификации Densetsu no Ogre Battle, которую автор этих строк ждет с самого рождения сайта, так и застряли на уровне неполного перевода менюшек.

Ну и что там оказалось в итоге по сюжету? Есть в стране Нигеронпа деревенька Лип, в которой живет семейка эльфиек, две постарше и две помладше. И вот младших, Рио и Момо, хлебом не корми, дай пошастать по руинам в поисках сокровищ. И получить за свои старания значок worker’а – так здесь зовут официально одобренных короной наемников, которым могут поручить любое задание, от курьерской доставки до зачистки местности от распоясавшейся нежити. Да-да, возможно, испробовавшие Faselei! и Dive Alert на той же NGPC на этом месте уже могут начать зевать, но на практике это тот самый случай, когда вроде бы и штампованный сюжет с прилагающимся пробуждением Великого Зла в середине игры оказался на удивление ладно скроенным. По меркам 16-мегабитного картриджа для портативной консоли, по крайней мере. Главные и второстепенные персонажи прописаны незамысловато, но убедительно и определенную долю симпатии вызывают, на протяжении всего пути присутствует какой-никакой юмор, а сюжет-таки вызывает желание дойти до конца 15-часового пути. Пусть и с некоторыми оговорками.

А оговорка у нас та же самая, что и у вышедшего примерно в то же время триквела Arc the Lad 3. Только здесь вместо Академии и охотников будут workshop’ы и worker’ы. От переименования смысл не меняется – в большинстве случаев (за исключением связанных с членами дружной эльфийской семьи сюжетных поворотов) повествование начинает двигаться после оформления… квеста на его прохождения в воркшопе. И без этого нужные NPC не появятся, а стражники не допустят в нужные данжи. И всё бы ничего, но несколько раз оказывалось, что для продвижения сюжета нужно вернуться в один из первых двух городов игры и там в воркшопе получить задание, открывающее новую область мира…

Вторая оговорка довольно специфическая и касается ролевой системы. В игре есть система классов (лицензий), однако довольно специфическая и упрощенная. У каждого управляемого персонажа есть четыре слота для лицензий. Классы не зарабатываются путем долгой и упорной прокачки. Их можно купить в воркшопе каждого города, причем каждый город имеет свой собственный ассортимент классов, которые можно купить только у них (единственное, насколько помню, исключение – nurse, но это один из важнейших классов, позволяющий лечиться и избавляться от статусных аномалий). Проблема в том, что и за стандартные дензнаки их не приобрести. Помимо индивидуальных характеристик членов, у всей партии есть шесть дополнительных характеристик, повышающихся после выполнения квестов: delivery, search, suppression, escort, stamina и wisdom, плюс две, определяющие alignment – wicked и holy. И каждый класс/лицензия требует определенное количество очков от 2 или 3 показателей. Помимо более-менее стандартных классов типа рыцаря, самурая, колдуна или хилера, есть куча достаточно забавных – от повара и сомелье до хостесс и айдола. Пользы от них, впрочем, гораздо меньше, чем от стандартных. Никаких ограничений на экипировку лицензий (да и экипировку вообще) нет – можно спокойно сделать айдолом толстого мужика или человека-слона, и игра слова поперёк не скажет. Кроме того, можно купить «нелегальные» лицензии: пират, бандит, ведьма, некромант и т.п.. Приобретаются такие обычно у подозрительного вида личностей в серых рогатых шлемах, и обычно весьма полезны. Только вот сам факт приобретения подобных товаров негативно сказывается на репутации сопартийцев (об этом ниже). Поскольку даже интересных лицензий значительно больше, чем количество получаемых за сюжетные квесты очков, в большинстве населенных пунктов есть один квест (обычно типа «сходи туда-то, принеси то-то», который можно выполнять бесконечное количество раз, только вот делать это долго и муторно. А надо – с повышением уровня вы никаких новых способностей/спеллов не получите, только с экипировкой класса. Возможность сдавать уже утратившие для вас ценность лицензии и получать назад свои кровные очки особой погоды не делает, а вот получение класса Spy и возможность тем самым телепортироваться из города в город участь облегчает изрядно.

Так вот о сопартийцах. Практически всю игру вы пробегаете парой Рио+Момо (да и то последняя отклеится почти в самом конце), а вот оставшиеся два слота придется заполнять чем бог пошлет. В буквальном смысле. Спустя несколько часов игры в ваше распоряжение поступит штаб-квартира в виде кошачьей головы, которую можно обустраивать (увеличение размера гостиной, постройка спальни, додзё и т.п.), а заодно и нанимать новых членов команды, потому что ваши остроухие старшие сестрички отметятся в партии только в самом начале игры, а в остальное время – вертИтесь сами. Вербовать можно пятью варьирующимися по стоимости способами, и чем дороже способ – тем более высокоуровневые персонажи заглянут в вашу штаб-квартиру. С другой стороны, принятые в партию на 1 уровне прокачаются на 30-40м будут явно сильнее, чем взятые в партию «готовенькие» 40-уровневые персы. Откликаются они рандомно, а весь ассортимент персов для присоединения можно просмотреть, просто не нажимая некоторое время кнопки на заглавном экране. И только вдумайтесь – эта простая демонстрация портретиков способна занять у вас более 15 минут! Причем обычных людей там от силы треть – остальное место занимают антропоморфные существа, роботы и Kirby-подобные ходячие куски пастилы… Пятый, наиболее дорогой способ вербовки («курьерская доставка») позволяет еще и нанимать второстепенных сюжетных персонажей, которые прибудут к вам с очень нехилым уровнем.

Но одно дело завербовать/нанять, и совсем другое – сохранить. У каждого перса есть собственный набор моральных характеристик, где реальное значение имеют только cool, guts и justice. Хладнокровие снижается со временем от усталости (от нокаутов – вдвойне быстрее) и повышается от ночевки в отелях, от guts зависит вероятность его снижения на пустом месте, justice будет иметь значение, если намереваетесь регулярно отовариваться на черном рынке. Снизится хладнокровие до нуля – сопартиец помашет ручкой и свалит со всей экипировкой. Поскольку он, к счастью, может сделать это только на глобальной карте, рекомендую почаще сохраняться и делать дубликаты этого самого сейва (так как слот для сохранений в Nige-ron-pa всего один…). Одним из самых хладнокровных и в то же время полезнейших членов партии на практике оказался суровый седовласый мужик Hawk – постарайтесь его нарандомить и держитесь за него до самого конца. Четвертый слот лучше забить каким-нибудь склонным к магии персом и налепить на него лицензии хилера и walock’a.

Ввиду полного отсутствия хоть каких-то прохождений и FAQ’ов по игре даже на Nicovideo, после прохождения остался один большой вопрос. Дело в том, что в игре есть не только смена дня и ночи (на практике не оказывающая сильного влияния – разве что торговцы запрещёнкой появляются обычно только ночью), но и внутренний календарь. День и месяц можно лицезреть в слоте сохранения. И так и неясно, одна ли в игре концовка, нужно ли рекрутировать максимальное количество персонажей, как в Suikoden, можно ли запороть игру, слишком много шляясь по миру и набивая очки для лицензий? Нет ответа.

Выглядит Nige-ron-pa вполне себе приемлемо с учетом системы, напоминая классические ламповые JRPGшки с Game Gear типа Lunar: Sanposuru Gakuen (пожалуй, вообще ближайший аналог Nige-ron-pa), только с немного более бледной палитрой. Из-за того, что значительная часть и без того маленького 16-мегабитного пространства ушла на огромное количество портретов, города и особенно внутренние убранства домов выглядят однообразно, но покажите мне сходу портативную RPG доGBAшной эпохи, где этого нет. То же и с музыкой – она терпимая, дневную тему городов я до сих пор помню со времен первой попытки обзорить игру в 2004ом, но треков преступно мало. Потому нажимать на “mute” в NeoPop вы будете не скоро, а очень скоро.

При более тщательном рассмотрении Nige-ron-pa оказалась на удивление неплохой и даже в меру затягивающей (при любви к старым редким JRPG, по крайней мере) игрушкой, за которой не стыдно скоротать 10-15 часов. Жаль, что она так и осталась единственной самостоятельно изданной Dennou Eizou игрой, батрачившей главным образом на Atlus (порт SMT на PS1, Despiria для DC и помощь в работе над Growlanser 2-3 – как раз их рук дело), и компания вскоре канула в Лету.

P.S. Пару слов о переводе авторства Loic. Номер 0.9 он носит не просто так, поскольку работа местами не доделана. Не переведены меню городов при использовании спелла Town (телепорт в любой город), финальные титры, попадается много опечаток, а местами вместо предложений вылазит слово “texte” с номером предложения. Получается примерно вот так:

Рио: Где вы нашли этот предмет?! Пожалуйста!

Момо: Но как… этого не может быть!

Такие дела. Из способных как-то помешать прохождению багов, впрочем, я нашел только один: во втором городе в академии НЕ ЗАХОДИТЕ в первую справа комнату после сюжетной сцены в ней – там на выходе может раз за разом срабатывать скрипт, мешающий вам выйти из нее. Всё равно она (комната) до конца игры вам более не понадобится…

Поделиться

Об авторе

StormReaver

В отличие от большинства, с JRPG познакомился впервые на 16-битных консолях. Для сайта пишет уже 20+ лет, предпочитая обозревать редкие тайтлы, информации по которым за пределами Азии крайне мало. Не любит казуалов, не способных продвинуться в жанре глубже попсовой FF.