Phantasy Star 4

39
39 -
Сложность: Средняя
Основная перспектива: Классическая
Перспектива боя: Сзади
Тип боя: Пофазовый
Мир: Sci-Fi/Fantasy
Жанр: Классическая RPG
  • Сюжет 9
  • Графика 8
  • Геймплэй 10
  • Звук 5
  • Оригинальность 7
  • Рейтинг пользователей (2 Голоса(ов)) 10

К сожалению, часы одной из самых известных и почитаемых серий JRPG в истории остановились давным-давно, еще в 1994-ом году, после чего Sega любезно сопровождала нас в онлайновые дебри – сначала на DC, затем на PC, GC и Xbox. На подходе новое онлайновое чудо со словом Universe в названии, имеющее мало общего со старой доброй, практически ставшей родной системой Альго. Поэтому считаю нужным лишний раз вздохнуть, промолвить: “Эх… а как же все-таки здорово было тогда…” и вернуться к четвертой части сериала Phantasy Star, являющейся апофеозом сериала, а по мнению некоторых – даже столпом всего жанра японских ролевых игр. Почему?

После подобных пафосных и вычурных вступлений обычно идет немного нудная, но необходимая часть статьи – перечисление боевых заслуг предков. Не будет этого. Все уже сказано до меня и не раз, а самые верные поклонники PS наверняка сумеют это сделать лучше меня. Поэтому я лишь еще раз напомню, что сеговцы выпускали на Saturn и GBA оригиналы, а на PS2 – римейки игр серии, только в первом случае благополучно обошли четвертую, а во втором – третью часть, дабы издана была трилогия. Причем на Западе Phantasy Star Trilogy для PS2 должна выйти буквально на днях (начало июня 2005-го), поэтому рекомендую обзаводиться.

С точки зрения сюжета PS4 является продолжением второй части, в то время как третья в этом плане была своего рода побочным ответвлением, посвященным заварушкам на сверхмассивном корабле мигрантов с Palm-a. Mother Brain была уничтожена злобными рецидивистами во главе с неким Рольфом, что привели к резкому техническому регрессу и (о ужас!) к гибели 90% жителей системы. Высокие технологии канули в прошлое и мало кто уже помнил о более благоприятных временах. Как водится, прошла 1000 лет, и знания древних стали потихоньку восстанавливаться. Технический прогресс снова стучит в нашу дверь, но не он один (ярые противники штампов и банальностей здесь могут отвернуться) – великая Темная Сила уже норовит цапнуть наших новоиспеченных спасителей мира за ж… в общем, больно цапнуть. Играть же нам предлагается за молодого наемника Chaz-a, первую половину игры находящегося под опекой более опытной соратницы Alys (знакомое имя, правда?), на которых после банальной зачистки не пойми какого погреба в академии сваливается куда более интересная и опасная работа, неизбежно приводящая нашего блондинистого юнца к неизбежному спасению этого мирка. Разумеется, предыстория проекта куда менее интересна, чем сценарий в целом. Сценарий, который обязательно порадует игравших в предыдущие части PS отсылками к сами-знаете-чему (см., например, скриншот). Причем берет он скорее не оригинальностью и запутанностью (хотя последней он отнюдь не лишен), а некой атмосферой, которая, тем не менее, дает понять, что сказка заканчивается (читай – Сеге надоело создавать гениальные JRPG и все равно плестись позади Final Fantasy и ее сподвижников, хотя бы в коммерческом плане)… А еще некоторые индивиды считают, что этой игрой Sega положила начало “синдрому Айрис”, то бишь умерщвлению героинь игры с целью вызвать сострадание у (псевдо)сентиментального геймера, сидящего у экрана =Р.

В плане структуры геймплэя, графического оформления и сопутствующих параметров авторы решили вернуться к более привычной линейности, присущей первым двум частям (к слову, автор статьи не считает это таким уж положительным изменением). Причем “на законное место” также вернулся интерфейс и структура меню, которые в свое время бесили многих геймеров и меня в частности своим гадким свойством закрываться каждый раз после использования спелла или айтема. Разработчикам хватило ума ликвидировать-таки это, хотя интерфейс третьей части мне все равно нравился больше. Введена уникальная возможность чата персонажей партии между собой, позволяющая узнать соображения каждого насчет текущего положения дел и того, что надо предпринимать. Система магии практически не изменилась: они делятся на skill-ы, применяющиеся по большей части в бою, и техники, применяющиеся и в бою, и вне его, причем последние можно комбинировать друг с другом для создания особо мощных спеллов. Игровой мир PS4, разумеется, не включает в себя пресловутую Парму (Palm, Palma в других переводах) – поэтому извольте довольствоваться Мотавией и Дезолисом, что в подразумевает некоторое однообразие ландшафтов (планеты-то по большей части представляют собой традиционную и ледяную пустыню, хотя на Мотавии ввиду развития ирригационной системы орошения, в том числе знаменитым “пионерским” способом, видны следы облагораживания почвы). Несмотря на все это, дизайнеры приложили все возможное, чтобы свести однообразие к минимуму – пусть и не по сегодняшним меркам. Хотя традиционное для серии Phantasy Star полное отсутствие мини-игр никуда не делось. И само собой, не приходится рассчитывать на свободное перемещение между планетами. Больной после PS2 вопрос о сложности игры, напомню, был решен еще в предыдущей части, хотя лично мне первая треть игры показалась слишком облегченной.

Почему-то большая часть РПГеймеров полагает, что PS4 – лучшая в графическом плане игра на Мегадрайве/Дженезисе. Дабы развенчать это заблуждение, предложу хотя бы вскользь ознакомиться с малоизвестными китайскими, но на удивление качественными поделками вроде Barver Battle Saga или Conquering the World 3, и от него не останется ни следа. Нет, все замечательно – красочные ландшафты, красиво сделанные герои и монстры в боях (не говоря уж о боссах, особенно финальных). Хотя не стоит забывать о наличии такой платформы, как SNES, на которой всегда найдется не один десяток JRPG, на голову превосходящих PS4 в плане графики, даже без учета Tales of Phantasia и Star Ocean. Зато в этих двух вышеуказанных играх нет таких красивых сюжетных комиксов, которые так любят и которыми так гордятся все фэны PS4. Из объективных претензий стоит отметить весьма среднюю анимацию персонажей и не всегда ровную и естественную анимацию в боях, которая не так чтобы уж очень сильно изменилась с 1989 года… что, впрочем, скорее является комплиментом разработчикам PS2. Поэтому на восьмерку обижаться не стоит.

Музыка игры поначалу настраивает на довольно боевой лад (разумеется, я имею в виду играющую в начальном меню композицию, по стилистике близкую к индастриалу), но затем все обрывается. Еще неплохие мелодии звучат в боях, но за общий музыкальный фон должно быть стыдно. Даже в PS3 музыка мне понравилась больше (примечание: автору статьи не нравится музыка в первой и второй частях).


Возможно, некоторые фэны PS могут загрызть меня куда поглубже, но я все равно считаю Shining Force 2 лучшей RPG на MD, а свое мнение о PS4 я высказал в самом начале. Безусловно, PS4 является лучшей классической RPG на сеговской 16-битке, представляющей собой уникальный и не слишком распространенный пример научно-фантастического сеттинга. Достойное и, увы, слишком раннее завершение сериала – разумеется, онлайновые экзерсисы не в счет. Парадоксально, но факт: именно после выхода PS4 на компанию Sega как из рога изобилия посыпались неудачи: провал многочисленных расширений к “основной” приставке, полное поражение в 32-битной войне и отказ от собственных платформ в 2001-ом году. Может, все-таки эти явления как-то были взаимосвязаны? На сим стоит закруглиться и шепотом попросить Sega забросить свою онлайновую лавочку и попытки превратить Shining Force-ы в action/RPG и приняться-таки за разработку НОРМАЛЬНОЙ пятой части Phantasy Star. Скрестим пальцы?

Поделиться

Об авторе

StormReaver

В отличие от большинства, с JRPG познакомился впервые на 16-битных консолях. Для сайта пишет уже 20+ лет, предпочитая обозревать редкие тайтлы, информации по которым за пределами Азии крайне мало. Не любит казуалов, не способных продвинуться в жанре глубже попсовой FF.