Skies of Arcadia Legends

45
45 Awesome
Сложность: средняя
Основная перспектива: от третьего лица
Перспектива боя: 3D
Тип боя: ATB
Мир: Fantasy/Пиратский стиль/steampunk
Жанр: Классическая RPG
  • Сюжет 8
  • Графика 10
  • Геймплей 8
  • Звук 9
  • Оригинальность 10
  • Рейтинг пользователей (9 Голоса(ов)) 9.3

Отголоски воспоминаний

Когда мне было 11 лет и у меня ещё не было ни одной приставки (Dendy не в счет), на Новый год в 2002-ом году мне подарили первую и последнюю консоль в моей жизни – Dreamcast. И десяток набора дисков. Среди них лежал диск это самой игры Skies Of Arcadia. Русский перевод от Вектора.

Это была самая первая JRPG и RPG игра вообще, в которую я играл! Тогда же мне подарили набор журналов Dreamcast Trick Gold, которые у меня сохранились по сей день, но уже изрядно разодранные, пожелтевшие и изрисованные моими каракулями. :)

Среди них был Dreamcast trick Gold #9 в котором было прохождение по Skies Of Arcadia. Открыв журнальчик, запустив я начал играть… и умер уже на первом босса. С грехом пополам я его таки потом одолел, но намертво застрял на босса Палаче в Колизее. Тогда я временно забросил игру. Спустя некоторое время, начав игру заново, после второй и третьей попытки я опять забрасывал игру, опять умирая на Палаче в Колизее.

Mg003

И только потом до меня начало доходить, что эти странные циферки по окончании боя были не спроста. Я ещё гадал, как персонажи могут выжить, когда у них меньше 500 HP, но боссы начинают уже бить до 1000 HP и выше. Да, я тогда совсем ничего не знал ни о JRPG, ни о RPG, ни о прокачке, ни о магазинах – вообще ничего. Наконец-то с четвёртой попытки я смог победить Палача и начал своё путешествие сквозь Небеса Аркадии. Я помню, как впервые сражался с боссом Рекуменом, постоянно умирая и возрождаясь вновь, перебирая стратегию. Я помню, как чуть ли не джойстик ломал от монстров Gravor в Южном океане, которые использовали Eternum, мгновенно убивая моих персонажей. Я помню, как я в ступоре слушал рассказ Драхмы. Я помню, как я играючи копировал крутой приём Гилдера «C’mon Dance For Me». Я помню как меня прорвало до комка в горле, наблюдая за тагическими моментами игры и как я ржал над комическими. Я помню, как я боялся, входя в неизвестное подземелье Тёмного разлома, которого все персонажи боялись. Я помню как я проходил игру 5-ый раз, находя новые открытия, и новые события в игре, о которых журнал любезно умалчивал, о возможностях покупки, я помню проходил 10-ый раз уже на эмуляторе, читая GameFAQs. И я помню, когда проходил 20-ый раз, уже на все 100% пройдя игру.

20170402202851_09859012

Эта игра стала не просто переломным жизненным моментом и не просто первой JRPG и RPG вообще в моей жизни. Она меня учила. Учила механике RPG, учила стратегии, где нельзя просто так взять и идти напролом, учила сопереживать персонажам, и она первая, кто мне поведал, что видеоигры – это не просто детские игрушки.

Так я прошёл игру, и не так давно написал гайд по ней. И теперь могу сказать, что из себя представляет эта игра.

Пираты Небесного моря

Действие происходит в мире фэнтези с налётом пиратской романтики. Пиратские флаги, крюки, сабли, черепа, повязка на глазу, «аррр» эффекты, когда берешь корабль на абордаж, все дела. Но при этом всё это происходит на планете, которой можно назвать газовой из-за преобладания бесконечного воздушного пространства. Здесь повсюду летают острова, на которых и обитают люди, а пираты бороздят просторы небесного моря на летающих кораблях, которые одновременно похожи на морские, но с некоторыми деталями, которые подходят для воздушных полётах. Например, у них всё те же паруса для попутного ветра, но ещё используют энергию лунных камней для создания левитации по среди бесконечного неба. Там же и обитает вся морская живность – прямо в небесах, создавая гнезда на мелких островах и в потоках вихрей. Тут надо сразу сказать, что под пиратами здесь подразумевают не просто морских гопников, которому только повод дай да ограбить каждое встречное судно, а скорее путешественников, которые посещают множество континентов в поисках сокровищ и приключений, но и, бывает, устраивают целые баталии, эпические сражения от абордажных до корабельных.

Пираты делятся на два вида, черных и синих. Черные это пираты – стандартные, которые охотятся за судами и грабят их. А вот синие следуют некому кодексу «Робина Гуда», атакуют только вооруженные имперские суда, помогают несчастным и раздают деньги бедным. И вот среди синих пиратов затесался наш главный герой. Вайс. Приключения игрока начинаются когда, Вайс вместе с отцом капитаном Дайном взял на абордаж имперский корабль и нашел в нём девушку со странной одеждой по имени Фину, которая пришла не из здешнего мира и у неё есть секретная миссия. Игроку придется узнать эту миссию и для её исполнения, предстоит облететь весь мир Небес Аркадии.

А вокруг этого мира планеты летают 6 видов Лун. Каждая Луна обладает своей стихией, которая, подобно “излучению”, влияет на континент, который под ней находится. Поэтому путешествовать по миру Аркадии всегда захватывает. Нас ждут континенты с дикими племенами и атмосферой джунглей и ацтеков, континенты с эстетикой арабского мира, Японии, Египта, Испании, Антарктиды и даже России. Огненные пустыни, ледяные пустоши, арабские и кремлевские здания, и много многое другое. А между континентами красота бесконечного простора небес Аркадии. Overworks создало всего лишь одну реально уникальную и очень проработанную игру. Сеттинг просто кишит стилем, разных стран.

20170114131218_18cd1cd5

Контента тоже хватает. Есть и стандартные для JRPG магазины, оружия, экипировка, сундучки, мелкие квесты в помощи другим людям, а есть хардкорные секреты, поиски открытия, ивентные боссы. Благодаря тому что игра имеет свободный мир, который постепенно сюжетом расширяется нам даётся всё больше сюжетов, новые места и квесты, которые нам подкидывают до самого конца игры.

Хотя конечно сюжет про персонажей, путешествующие по всему миру Аркадии может вызвать мелкие нарекания. Юмор у персонажей очень бодрый и веселый, который насмешит даже взрослого человека, от случайного подглядывания Вайса за Айкой, до шутливых приключений Гилдера, от того как Фина невзначай задает дурацкие и наивные вопросы, не зная ничего о мире, до самовыражения самых разных колоритных персонажей в виде инфантильного Де Локо, самонадеянного Альфонсо, уморительного мачо Вигоро и многих других.

Но то, что юные персонажи очередной раз спасают мир от Злой империи, мечтающей захватить мир, и то, как они превозмогают круче взрослых персонажей, вызывает очередной протяженный вздох, ибо это слишком катит на один из бесконечных сёнен-манг про школьников. Поэтому клише в JRPG хватает, и беспалевное кража сундуков в гостинице и в магазине, и злая королева, но с добрым принцем, и трусливые и безумные адмиралы, которые непонятно как достигли своих чинов, в общем сёнен-клише хватает.

DREAMCAST--Skies of Arcadia_Oct22 11_32_33

Но, если бы не это, сюжет можно назвать отличным. Наблюдать как Фина, пришедшая из другого мира, растёт и учится, перенимая культуру местного мира, наиболее захватывает. Благодаря ей нам легче всего сопереживать персонажам, потому что игрок тоже может оказаться новичком для этого мира, и ему интереснее смотреть то, как она растет вместе с нашим познанием мира Аркадии. Веселая и бойкая девушка Айка, которая постоянно дразнит, стебется, шутит создают большую часть юмора и шуток. А Вайс с бушующим ветром в голове, несмотря на юный возраст, внезапно не является закомплексованным «обычным японским школьником». Он не дурак и горазд как бы случайно обнять Фину, поддразнить Айку, и попыриться на полуобнаженных танцовщиц. Второстепенные персонажи тоже радуют. Тут тебе и ворчливый да свирепый Драхма, который непонятно зачем преследует кита Ракнама, и веселый синий пират Гилдер, который просто наслаждается жизнью, посещая женские компании и устраивая заварушки в логове монстров и империи, и сам благородный принц Энрике, который не разделяет наполеоновские планы матери. А когда появляется команда Вайса, нам подкидывает ещё больше интересных персонажей. Беспризорник Марко, который сбегает от нищенского города в империи, строитель Измаил, который похож на гнома и постоянно пляшет, скромная повариха Урала, грудастая моэ Белль, веселый инженер Брабхам, живущий с широко открытым ртом, придирчивый к людям Рю-кан, жизнерадостный Ганс – разнообразия хватает.

Так что, несмотря на огромное количество клише, которое просто въедается в сеттинг и может сильно оттолкнуть матерого любителя JRPG, благодаря проработанной харизме персонажей и юмору, сюжет уж точно не разочарует.

Графика как сюжет

Путешествие по воздушному пространству, усеянное облаками и ветрами, летающие континенты с разными климатическими условиями не могли не передать всю красоту Аркадии. Возможно, графика сейчас смотрится уже несколько устаревшей, тут нету ваших мега-шейдеров или движка Unreal Engine 100500, нет ни детализированных теней, ни анизотропной фильтрации на х256, ни сглаживания на x9000, ни прочих супер современных замут. Но даже сейчас всё равно невозможно не ахать от той красоты, что предстает перед глазами, когда вы взлетаете на корабле ввысь, вокруг вас простираются небесные просторы, воздушные смерчи, голубое небо сверху и бесконечно плотная и серая облачная масса снизу, и множество уникальных локаций и подземелий.

20170318205927_e4eabfc0

Огненные подземелья Пиринна, футуристический дизайн Храмового острова, здания в виде сосулек Гласии, ацтековские руины Риксиса – они очаровывают. Каждая магия сопровождается не только красивыми эффектами, но и красивым глифом, каждое умение персонажей искрит и пестрит эффектами, да так что даже перед игрой стоит предупреждающая надпись о том, что у склонным к эпилепсии надо быть поосторожнее с игрой. Тут тебе изрыгающее пламя Айки, и громовые молнии Вайса, и красивейшие цвета Лун у Фины, крутейшие умения Гилдера, свирепые способности Драхмы и высоко манерные выпады Энрике. И небольшая мелочь в копилку графики – дизайн оружия при покупке меняется. Жаль, не всего снаряжения, что легко объясняется ограниченными техническими возможностями приставок и носителей данных.

20170402202858_8f193836

Но главным достоинством можно подчеркнуть анимация лиц персонажей, она настолько проработана, что игрок легко может понять отдельные сцены, в котором персонажи вообще не говорят! Например, когда Айка в третий раз встречает Вигоро, сначала она отображает смущение в виде покрасневших щек, раскрытого рта и глаз, затем усталость, глаза закатываются, а в следующий момент свирепеет, зрачки становятся вертикальными, а рот сжимается от гнева, и она выставляет кулак от злости. И всё это происходит не менее чем за 5 секунд! А сцена, в которой Энрике впервые встречает Моеги, Айка и Вайс изображают диалог при помощи анимации лица и жестов, без единого слова, который длится более 20-и секунд! И за это время игрок всё понимает, что они между собой передают! Или где мы сражались с пиратом Гордо, Драхма пребывает в раздумий, и наши персонажи передают эмоции только взглядами и эмоциями лиц. Или когда корабль Малыша Джека горит, Драхма скидывает персонажей в шлюпку и спихивает с корабля. Когда он скидывает Вайса, камера крупным ракурсом показывает лицо Драхмы. Две секунды секунд. Всего за две секунды, и одним лишь шевелением усом и едва заметной ухмылкой Драхма передает сразу не менее десяток эмоции: досада, разочарование, злость, спокойствие, принятие, сожаление, сарказм, извинение, упрямство и усталость. И томный старческий голос под конец «gooooodbye». Эта лишь одна из сцен, где даже самый черствый и скептичный игрок прольет хоть каплю слезы. Это не просто впечатляет, именно тогда ты понимаешь, что 3D графика в Аркадии не просто украшение, ей сделали частью самовыражения персонажей!! Она стала необходимостью и важностью в передачах эмоций. И такое в классических JRPG с 2D графикой никак не сделать – ни в FF, ни в Phantasy Star. И никакие суперсовременные графоны передали и половину своей значимости того, что мы наблюдаем в Аркадии.

RPG с Лунами и кораблями

И на фоне всего этого хочется думать, что к геймплейной части подошли с меньшей силой. Это так? В общем… нет.

Основа JRPG элементов здесь такая же, как и в других играх. Мы ходим по подземельям и путешествуем по миру на воздушном корабле, который мы совершенствуем по сюжету и посещаем всё новые локации, сталкиваясь время от времени с монстрами, набираем опыт, покупаем в городах оружия и снаряжения, сражаемся с монстрами в подземельях, решая ещё головоломки, и в конце бьемся с боссом. Такое мы даже в самой первой Final Fantasy встречали. Но отдельные элементы очень интересны. Например, чтобы качать магию, мы можем менять цвет оружия, который включает в себя определенную стихию, которая эффективна против определенного монстра. Чтобы качать огненную магию, мы должны биться оружием красного цвета, чтобы обучаться магии молнии, включаем жёлтый атрибут, а чтобы выучить магию льда, переключаемся на фиолетовый атрибут, и при этом нам необязательно использовать магические атаки, чтобы качать её. Удобно.

20170103131609_b45af050

Ещё благодаря тому, что здесь всё в меру, где мы просто ищем сокровища, повышаем рейтинг правильными диалогами, ищем открытия, и благодаря тому что здесь просто красивейшие умения и магия – всё это сделано достойно, и ничего специально усложненного. Механика проста, но понятна, спеллов в игре всего 36 штук, зато все красивы и могут пригодиться, умений у основных персонажей тоже только 3-5, но все они имеют свои плюсы и минусы и тоже красивы и зрелищны.

Но мы знаем, что каждая JRPG не было бы JRPG, если не имела бы и что-то уникальное от себя. И главным плюсом игры можно считать бои на кораблях. Корабли здесь играют подобия мех как в Xenosaga. У них значительно выше параметры, для понимания масштабности сражений. Мы можем покупать орудия для своего корабля, различные апгрейды и биться с другими кораблями. В бою перед вами появляется доска действий, в котором вы видите примерные действия противника и раздаете свои. И когда раздаете, наблюдаем красивейший боевой танец анимации движения нашего корабля и противника, и то, как они исполняют свои команды, стреляя друг друга из орудий, ставя щиты, набирают энергию. Это не может не восхищать то как даже здесь Overworks сделали графику не как часть украшения. Такое тоже не передать в 2D.

25-017

Возможно, Overworks хотела всё сделать всё гораздо лучше и эпичнее, так как в игре у кораблей есть такой параметр как Value (ценность), которая определяет стоимость корабля и который можно повышать, но абсолютно не играет никакой роли в игре. Получается, изначально в игре планировалась настоящая возможность покупки и продажи корабля и её модернизация. Осознание того факта что мы могли узреть настоящую RPG систему с покупкой пиратских кораблей, на которым могли бы бороздить небесное море, это огорчает, ведь какой нераскрытый потенциал в игре мог быть. Наверное это убрали из-за технических ограничений того времени. И тем обиднее что, по сравнению с другими JRPG, к этой игре не сделали ни одного единого сиквела. Конечно, есть много JRPG и без сиквелов, но чтоб у игры с таким размахом и с таким колоссальным потенциалом и чтоб без сиквела и даже HD издания на PC. Нонсенс!

OST Оркестр

Над саундтрэком поработал сам Ютака Миноби, известный создатель саундтрэка серии Соника, Phantasy Star и Rule of Rose, и Тацуюки Маеда, тоже создавщий саундтрэк серии Соника, серии NiGHTS и Dragon Force.

Оба композитора очень известны оркестровым направлением с уклоном на клавишных и струнных инструментах. И нигде не чувствуется так их совместный талант как в этой игре.

Только вслушайтесь в интро. Одно простое интро, где красивое музыкальное исполнение полноценно передает атмосферу пиратов.

А когда нам, после интро, показывают главное меню игры, невообразимое красивое небо с лазурным цветом «Skies of Arcadia», нам выдают такую печальную мелодию на скрипке, от которой прям рыдать тянет.

А когда начинается игра, то… уууу, одна лишь простая битва на палубе корабля сопровождается такой красотой звуков, словно это уже финальная битва! Музыка так проникновенна, красива, что она никогда не надоест с десятой, сотой и миллионной битвы и ты будешь её слушать даже отдельно на плеере.

Минус? Только один. Жанр оркестра вас будет сопровождать ВЕЗ-ДЕ. Напряженные мелодии во время битв, красивейшие ноты в мистических подземельях, легкие тамтамы в джунглях, марш в империи, звуки стука бамбука и сямисэна в Яфутоме, холодные и грустные мелодии в Гласии, пафосный орган при появлении Рамиреза, мощные напряженные бои во время битв с боссами от которых хочется одновременно и рыдать и свирепеть от эмоционального и сюжетного накала, и ультра мощный хор в финальном корабельном сражении. Но, если вы любитель рока, электроники, транса, или даже, не дай бог, рэпа, вы будете огорчены. Ничего из этого вы не услышите. Здесь нету ни четких трансовых и битовских ударных как в Mass Effect, ни электроники или СИД-звука как у Барнавского в Super Meat Boy и у Machinae Supremarcy или мощных электро-гитарных звуков как в Grandia 2. Только оркестр, только хардкор.

gfs_42094_2_12

И потому вдвойне обидно, что в GC версии, ради умещения игры в один диск, из-за улучшения графики и добавки контента, саундтрэк пришлось испортить. Если бы там была электроника, то порча была бы не сильно заметна. Электроника она и в Африке электроника, рок-музон можно вообще испортить только динамиками, но когда слушаешь как половина музыкальных инструментов в GameCube версии исчезло и музыка стала более синтетической, то понимаешь что это убивает часть атмосферы игры и если вы очень чувствительны на слух, это может сильно оттолкнуть от игры.

Но если говорить как о качестве и ценителя живой музыки, это безусловно лучшие творения Ютака Миноби и Тацуюки Маеда.

С озвучкой тут не всё так просто. Дело в том, что персонажи вообще не говорят. Только через субтитры. Тем не менее, отдельные междометия и краткие диалоги в отдельных сюжетных событиях и при использовании умений мы можем услышать. И если судить о тех диалогах, что мы слышим, они сделаны очень хорошо. Я не могу судить о японской озвучке, с учетом того, что язык я не знаю, но зная тот факт, что там был задействован один лишь Ютака Миноби, который озвучил около сотни аниме и игр, я могу не волноваться за качество. Но вот английский вариант очень хорош. Задорный смех девушек, ворчливое бурчание Драхмы, надменное хихиканье Альфонсо, пафосный холодный голос Рамиреза, юные голоса боевого Вайса и спокойного Энрике – все они цепляют. А голос у Гилдера это отдельное нечто. Слушать его возглас “BAD ASS!” при использовании умения Gunslinger “С’mon dance for me” создает просто неимоверную крутизну. И тем лучше, что это осталось нетронутым в GC-весии.

Уникум

Что там говорить об уникальности… Ну, если говорить о сюжете, ничего особенного. Спасаем мир, сопереживаем персонажам, переживаем драматические моменты… это всё очень круто, но совсем не исключительное явление в JRPG, да и вообще в играх. А вот сеттинг при сочетании графики и геймплея вот ЭТО уже…

Вы бороздите на летающем пиратском корабле, в мире газовой планеты окруженной 6-ю лунами, совершая набеги на другие воздушные корабли, кастуете магию лун, умения, посещаете летающие острова и континенты, знакомитесь с культурой перенятой из разных реальных стран с сочетанием пиратского диалекта и местного сеттинга!

Мы многое чего из этого видели по отдельности. Луны? В JRPG десяток игр с Лунами. От FF до Grandia 2. Даже Сейлор Мун нам наглядно демонстрирует, какой у японцев фетиш с Лунами. Геймплей? Мы можем совершать захватывающие путешествия, как в метроидвани, и участвовать в эпических битвах на гигантских машинах, как в Xenogears. Пираты? Не, ну это уже вообще…

9-005

А вот чтоб всё это было вместе и чтоб действие происходило на газовой планете, такого даже не может похвастаться ни одна из JRPG даже сейчас. Даже! Сейчас! Когда уже с момента основания JRPG прошло более 40-а лет, даже сейчас, когда мы встречали игры, где мир создал некий бог вроде Акварии, миры скандинавской мифологии, миры, созданные из воды или огня, миры, сотканные из параллельных вселенных… Черт побери, мы встречали миры, где все действия происходят на оживших богах-гигантах вроде Xenoblade Chronicles, мы всё равно больше нигде не встретим, мир газовой планеты, окруженной Лунами и бороздящим в ней пиратами. И чтоб летали на воздушном корабле, создающую атмосферу сказки, которую мы можем увидеть разве что во сне. А с учетом того, что этой игры нет даже никакого сиквела, то это делает проект ещё более уникальным.

JRPG, который не забудешь.

Overworks создала множество игр, и когда они создали это детище, они наверное, очень хотели в ней многое раскрыть. Часть так и осталось в их планах (покупка кораблей и сиквелы, про которые мы слышали то тут, то там). Но большую часть игры они раскрыли. Пираты бороздят просторы газовой планеты в поисках приключений. Сражение на кораблях, красивейшая магия и умения, раскрытие персонажей вплоть до мимики лица, которой мы способны сопереживать даже без их диалога, умеренный контент, живая музыка, изучение мира с разнообразными локациями и городами, выполнение квестов. Этот мир и без всего того, что нераскрыто и несмотря на клише моменты в сюжете, кажется изумительным и волшебным.

20170416134728_8f6380b6

Любой ценитель JRPG, даже тот, кто видел и проходил до
этого тысячи других JRPG, не сможет не признать, что это JRPG особенна. В ней есть потенциал, в ней есть уникальность, в ней высокое качество по всем параметрам и её действительно можно назвать очень хорошей игрой. Которую никогда не забудешь.

Поделиться

Об авторе

Eterni

Познакомился с играми в 3-4 года. В основном PC-геймер, но против консолей тоже ничего против не имеет. Эмуляторщик и читер. Считает игры мирами, а себя путешественником. Любит постигать новые горизонты и новые жанры, и, для комфортного путешествия, использует любые средства.