Смотрим: NEC PC98XX SERIES

В отличие от существующих десятилетиями «стандартных» игровых издателей, производящих игры для широких масс, разработчики игр фривольных живут дольше многих грызунов, но куда меньше мелких млекопитающих. Проект-другой, и на второй-третий год существования конторка благополучно расформировывается, а ее сотрудники с большой долей вероятности собирают вскоре новую. Исключения из этого правила лишь два – F&C и Alice Soft. Первая выжила благодаря объединению с другим мастодонтом жанра (F&C=Fairytale+Cocktail Soft), а «Алиса» – благодаря нестандартности предлагаемых проектов. Ну и как вы наверняка уже догадались, обе конторы имеют непосредственное отношение к JRPG. Аж три dungeon crawler`а Fairytale мы обозревали в хентайном апдейте (Dragoon Armor, XNA, Gize…

В начале 90х, когда Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне всё еще были на вершине популярности, а Курт Кобейн был живее всех живых и не был обладателем пресловутого ружья, среднестатистический западный обыватель лишь краем уха слышал слово «аниме» и тем более «хентай». Однако добрые люди из Megatech Software решили просвятить непрошаренных и лишенных заморских благ янки и привезти им пикантных японских игрищ. На приставки им по понятным причинам путь был заказан, потому решено было осваивать рынок DOS. Для состоящих из одного лишь текста визуальных новелл (которые тогда, впрочем, именовались “interactive adventure game”) белые люди еще не были морально готовы, что, впрочем,…

Замечательная, но малоизвестная за пределами Японии платформа PC98 является рассадником не только хентайных адвенчур разной степени извращенности, но и весьма приличных, а кое-где и просто замечательных JRPG. Зачастую тоже, естественно, хентайных. Несмотря на то, что ролевых игр на этом компьютере вышло немало, широкая общественность наслышана лишь о шести “Историях Фарлэнда”, поскольку они были переведены на английский. По многим причинам за кадром осталось много весьма примечательных вещей. О вещах вроде Guardian Recall и Lunatic Dawn, впоследствии вышедших на PS one в виде римейка и сиквелов соответственно, я распинаться не буду. Сегодня на наш разделочный стол попало детище малоизвестных Game Technopolis -…

Ни для кого не секрет, что серия Uncharted Waters не раз сравнивалась с западными играми на флибустьерскую тематику, к примеру, с Sid Meier`s Pirates!, и, тем не менее, широкого распространения на западе она так и не получила. Первая часть вышла на NES и MSX в 1991 году (а также на PC88/98 и FM Towns – S.R.) , затем следом за ней последовали римейки на Megadrive и Super Nintendo. Игра была противоречивой – с одной стороны, в ней имелся большой мир, свободный для исследования, относительная непривязанность геймплея к сюжетной линии, что более характерно для западных RPG. С другой стороны, она обладала…

Dalk

32

Пытавшиеся копаться в пока еще слабо населенном разделе JRPG для IBM PC наверняка помнят, что одной из топовых компаний на рынке писишных JRPG «для взрослых» занимала компания Alice Soft. Начал я заполнение этой ниши с обзора «слегка ролевой» AmbivalenZ и «уже более ролевой» Only You, а теперь у нас на повестке уже полноценная ролевая тактика. Причем весьма оригинальная и отличающаяся множеством интересных находок – ведь в 92 году даже первый Shining Force еще не вышел, и были у нас только далеко не идеальные Fire Emblem на NES, подтягивающиеся потихоньку сырые пока что еще Super Robot Taisen’ы – по две штуки…

Вот скажите, неужели так сложно сделать приличную, без претензий тактику по рецепту «берем кучу кавайных девочек и простенькую тактическую основу, смешиваем, но не взбалтываем»? Вот именно. Взять хотя бы тот же Luminous Arc (обзор как раз по соседству), который вскоре уже отрастит себе третью, ммм, голову. Или Tactics Layer с той же DS. Или Lunar Wing с PS one. Или… Вот видите, сколько вполне приличных, пусть и не хитовых примеров. Конечно, любители глубокого сюжета и проработанной ролевой системы обойдут их стороной, а многие посетуют на отсутствие перевода на английский, но всё же они останутся играбельными проектами. А бывают случаи, когда…

Мне очень интересно, чем руководствовались хлопцы из Dengeki, давая разрешение на использование своей торговой марки в двух донельзя сомнительных проектах. Ну или как минимум в одном – второй был настолько кошмарен, что после релиза все признаки порочащей честь журналистского мундира связи могли просто удалить. Тут случай другой – в плане идеи Dengeki Nurse может и трэш-пародия с бредовым сюжетом, но уж куда более играбельный продукт, нежели Dengeki Division. Да и логотип Dengeki красуется в самом начале. А поскольку у нас сегодня день трэш-обзоров, то обо всём по порядку. Компания Cocktail Soft главным образом специализируется на типичных незамысловатых хентайных адвенчурах, хотя…

В первой половине 90-х на NECовских компьютерах PC88/98 вовсю обретались многочисленнейшие (около полутора сотен на обеих платформах!) dungeon crawler`ы, тогда называвшиеся благодаря виду от первого лица не иначе как «3D RPG». Впрочем, все эти многочисленные кальки с Wizardry и Might & Magic в массе своей не могли похвастаться ни оригинальностью, ни графикой (передвижение производилось по «гексам»), ни играбельностью (чтобы толком углубиться в заготовленные разработчиками подземелья, необходимо было долго и нудно прокачиваться… а иногда партию вообще срубали на корню за пару минут). Причем похвастаться не могли даже японские инкарнации Wizardry (до выхода римейков на PCE CD, по крайней мере). К счастью,…

Порой бывает достаточно одного слова, чтобы описать игру и вызвать у читателя целую плеяду необходимых ощущений. Вот, например, Diver`s. Diver`s представляет собой sim/ fighter manager. Тут ассоциации у каждого будут различны. Кто-то обрадуется возможности немного поломать голову, у кого-то в мозгу сразу же отобразится словосочетание «нудная рутина»… И те, и другие будут в чем-то правы. Но игра в ассоциации еще не закончена, поэтому едем дальше. Второе слово: PC98. Значит, велика вероятность наличия в игре хентайного контента. Правда, удовольствие от первого и второго пунктов практически на корню давит третий, о котором игроки, часто имевшие дело с PC98, уже скорее всего догадались…

Уверен, многие фанаты творчества компании Koei (это относится как к историческим стратегиям, так и к Dynasty/Samurai Warriors) ужаснулись бы, узнав, с чего компания начинала свою жизнедеятельность. Ну, без Nobunaga`s Ambition там, конечно, тоже не обошлось, но куда примечательнее продукты серии Strawberry Porno Series, которые выходили в первой половине 80-х! Поскольку с компьютером Fujitsu FM7 пока не дружу, половина игр этой серии прошла мимо меня. Из оставшихся стоит отметить полуролевую игру для PC88 с говорящим за себя названием My Lolita, встречающую игрока иллюстрацией с привязанной ремнями к кушетке… эммм, девушкой предпубертатного возраста с недостаточно оформившимися половыми признаками. И этой, в оригинале…

Во второй половине 80-х вышла большая часть классических ролевых игр, определивших развитие жанра на десятилетие вперед. Трое из них, Dragon Quest и Final Fantasy, с несколько отстающей Megami Tensei, в первом ряду и поныне. Кроме них вышли и многие другие, по многим причинам оставшиеся легендами только в своей собственной стране, а порой никогда не показывая лица за пределы островов (например, Tengai Makyou), а другие выходили лишь иногда и порой не в самом лучшем виде. И именно к последней категории относится второй после Ys из двух китов компании Falcom – Legend of Heroes, на западе до выхода Trails of the Sky…

Не так давно (в ноябре 2015го) вышла долгожданная, переводившаяся черт знает сколько лет JRPG с чуть ли не самым внушительным размером сценария в истории жанра вообще – вторая часть трилогии Legend of Heroes VI: Trails in the Sky. А спустя месяц – первая из дилогии Legend of Heroes: Trails of Cold Steel. Вот и подумалось на волне «хиромании», что стоит обобзорить наименее известную из номерных LoH, и единственную, которую так никто никогда и не пытался переводить (даже путем субтитров к прохождению на Youtube, как Ao и Zero no Kiseki). Неужто опять заслуженно забытая классика? Увы, нет. За три года, что…

Elves

31

“Elvesessss, stinky elvesessss… wanted to steal my precioussssss” – злобно приговаривал Голлум, сидя в кустах и вытаскивая из своей тощей задницы одну эльфийскую стрелу за другой. Он понимал, что ударный отряд эльфиских рейнджеров и сталкеров доберется до него за пару минут, а потому засунул в свой изобилующий кариозными бактериями рот свою ненаглядную «прелесссссть» и на всех четырех лапах драпанул в лесную глушь. Откуда знать деградировавшему хоббиту, что удальцы из клана You-en-tai пустили по его следу зеленовласых эльфов с по-анимешному большими глазами, отражающими всю многовековую скорбь перворожденного народа, и пообещали за голову повышение на два уровня… Об эльфофилах из You-en-tai автор…

«Пушкин, сука, ты сам хоть когда-нибудь изумруды грыз?» (Белочка) Парадоксально, но факт – в дремучие 80-е и в самом начале 90-х производилось чуть ли не больше научно-фантастических JRPG, чем сейчас, хотя должно было быть наоборот – тем более что часто слышны стенания о том, что фэнтезийный сеттинг приедается (по секрету скажу – на это сетует весь оставшийся авторский коллектив сайта ^_^ ). А вот в конце 80-х были времена… Пусть даже значимое имя дошло до наших дней только одно – Phantasy Star. Но кроме него были и совсем мало кому известные sci-fi JRPG на японских персональных компьютерах – Screamer, Road…

Количество вышедших на рубеже 80-90-х на японских компьютерах ролевушек «под Dragon Quest» зашкаливает, наверное, за две сотни. И это не считая сонма клонов на NES. Хотя это как раз тот случай, когда качество многих этих продуктов настолько плачевно, что даст фору хорошей дозе слезоточивого газа. Особенно преуспел в этом PC88. Да, дорогие «любители» боёвок от первого лица на неизменно черном фоне с неанимированными монстрами, большой вам привет. На фоне кучи фэнтезийных ролевушек некоторые хотя бы выделялись сеттингом: мистическая Laplace no Ma, пост-апокалиптическая Last Armageddon, «античная» Heracles no Eikou и печально знаменитая своим отвратительным качеством научно-фантастическая Hoshi wo Miro (S)hito. Что…

Бехолдерами зовутся достаточно малоприятные одноглазые существа с щупальцами… которые покрыты маленькими глазками, потенциально блокирующими любые магические атаки. Изначально монстр был придуман для вселенной D&D и с тех пор где только не использовался. И само собой, в разных инкарнациях он обладал разными свойствами и силой. А кое-кто посвятил этим глазастикам целую серию. Звались они Westwood и в начале 90х они промышляли ролевушками, а вовсе не Dune 2 или C&C. Промысел назывался Eye of the Beholder и, в отличие от многих других CRPG того времени, сумел-таки доползти не только до обители многих западных CRPG, но и до консолей. Ноги EotB растут из…

Еще задоооолго до наверняка памятных многим присутствующих парадов клонов Command & Conquer в 1997-98 годах, Starcraft (чуть позже) и Counter-Strike (2001-02) на другом конце света в течение где-то пяти лет шел нескончаемый (и не так чтобы очень приятный) дождь низкокачественных клонов Dragon Quest. Лишь в начале 90-х количество стало переходить в качество, а вот до того… Особенно досталось, конечно, NES и компьютерам компании NEC. Особенно последним, ведь собрались там разработчики, обладавшие куда как меньшим бюджетом, да и тот же PC88 был старше NES и, соответственно, технически слабее детища Nintendo. На NES в ту пору вышли как гениальные для своего времени…

Существует не так уж много серий JRPG, количество игр в которых перевалило за десяток. Петь в очередной раз оды Final Fantasy или затрагивать необычайно плодородные (и вместе с тем не блещущие разнообразием) нивы SD Gundam и Super Robot Taisen, пожалуй, все же не стоит. Однако раз уж я упомянул о последних двух, то третьей по многочисленности в стане тактических RPG будет стоять также неиздававшаяся на Западе серия, как Farland Story. Изначально серия появилась в 1993 году на не слишком известной платформе PC98. На ней вышло аж 7 частей FS, причем первые шесть переведены на английский энтузиастами. Первые две части впоследствии,…

Обзорил я более 10 лет назад безвестную тактическую RPG Madou Gakuin R для PC98 и FM Towns, по сути являющуюся хентайным клоном Shining Force, от столь же безвестных Foresight. Игра оказалась на удивление приятной и аддиктивной, но миской дегтя стали последние несколько миссий – САМЫЕ сложные, которые я когда бы то ни было встречал в TRPG. Сейчас же наконец дошла очередь до Gakuen Senki: Kyoufu no Puppet Keikaku, выпущенной до MGR. И действительно, ноги у Madou Gakuin R растут именно отсюда. И в хорошем, и в плохом смысле. От игры с таким названием ждешь школьных разборок в духе Ikkitousen, уже…

Начнем с места в карьер: Geo Slave – breeding sim/fighter manager с преобладающим хентайным и прочим неприличным уклоном. Мне доводилось видеть несколько игр подобного толка на PC98, и после некоторого ознакомления с этими представителями жанра, могу сказать, что разница между ними – преимущественно только в деталях. А значит, ничего принципиально нового в отличие от того же Divers не ожидается… Ну что ж, слепим из того, что было: Детали. Итак, нам вновь предстоит взять под контроль несколько подопечных барышень, и, как и в Divers, тренировать их для последующего участия в битвах на арене. Различие в том, что Geo Slave придерживается строгой…

Хотя главным полем деятельности достаточно уважаемой в те годы в кругах любителей хентайных игр компании Fairytale оставались классические визуальные новеллы, разработчики продолжали упражняться и в создании ролевушек. Их коллегам-конкурентам из Cocktail Soft (впоследствие именно они разработают Pia Carrot) хватило одного опыта (очередной клон Dragon Quest под названием Illumina), чтобы вернуться к тому, с чего начинали. В случае со «сказочниками» одних граблей (Dragoon Armor) им оказалось маловато. Экзерсис номер 2 (XNA) оказался не граблями, а вполне нормально функционирующей тяпкой. Впрочем, неплохое функционирование так и осталось единственным достоинством проекта. Но и одного проекта со странным названием Fairytale оказалось мало… «Никаких больше грудастых…

Представителей поджанра dice (role playing) game в стан ролевого жанра я предпочитаю обычно не записывать, но иногда можно делать и исключения. Тем более ради игры, где кубика просто нет, зато есть сравнительно вменяемые битвы, магия и хентай. Наличие последнего, впрочем, неудивительно, ввиду того, что Innocent Tour (ром также может называться Innocent Trip) обретается на хентайной платформе PC98. Понятное дело, это влечет за собой тот же недостаток, каким страдает процентов 60-70 ролевушек – джапский говор. Поэтому, как водится, придется пояснять на пальцах рук и ног. Ну так вот. В наличии имеются три сценария, названия которых, как ни странно, соизволили написать на…

Whoosh, whoosh, whoosh, whoosh Roaring engines, ninja of science Destroy Galactor Evil of the world Fly with the Ninja Technique Tornado Fighter Protect the Earth under the shining sun Science Ninja Team Gatchaman, Gatchaman (Блестящий образчик мотивирующей поэзии из заглавной песни сериала Gatchaman) Удивительны и непостижимы дебри японского разума. Ведь только он в пиковый момент своей активности мог разродиться настолько возмутительно невозможным словосочетанием, как «учёные-ниндзя». Да потом ещё и снять про это аниме. Кто такие учёные-ниндзя? Способны ли они выточить из молекулы сюрикен? Предпочитают ли убивать пробиркой или ретортой? И на какие зверства готовы, если в руках окажется микроскоп? Всему…

С опаской тянутся руки к очередной игре с PC98, так как данная платформа обычно не следит за своим моральным обликом и легко может подбросить свинью, а зная особенности PC98, свинья эта обязательно будет подброшена в постель. Но долг велит, и была получена определённая разнарядка сверху. Так как в адвенчуре Kotetsu no Daibouken существуют ролевые баталии, до которых непременно надо добраться и осветить. Да и чего тут, в самом деле, бояться? Не мы ли себе хозяева? Просто будем двигаться по сюжету осторожно, стараясь избегать щекотливых моментов, не поддаваться на очевидные провокации, и сразу же перескакивая на параллельные рельсы, как только запахнет…

Queen Soft были одними из многочисленной когорты разработчиков второго эшелона для японских компьютеров от NEC, Sharp и Fujitsu. Из их портфолио можно отметить несколько скромных RPG второго эшелона и Slope, одну из самых первых чисто юрийных визуальных новелл. Однако Mad Paradox примечательна даже не фактом своего существования, а тем, что наряду с Cobra Mission, Metal & Lace и Knights of Xentar стала одной из первых официально локализованных на Западе хентайных игр. В самом начале нам показывают красиво нарисованную и даже чуток анимированную сцену боя паладина с явно недоброго вида мужиком в красной броне. Воспользовавшись неким магическим заклинанием, последний побеждает, и…

Ну какой мало-мальски опытный тактик старой школы не уважает сериалы Shining Force и Fire Emblem? Правильно, никакой. И уж особенно уважают эти столпы жанра TRPG многочисленные подражатели, желающие урвать свой кусок. Конечно, потом, во второй половине 90-х, выросло множество оригинальных сериалов, но в первой половине преобладали в основном незамысловатые в плане концепта клоны. Объект сегодняшего обзора – один из немногих примеров того, как начисто содранная калька может превратиться в очень даже играбельную вещицу… пусть даже и не без помощи «клубничного» ингредиента… Ну кто из вас в школьные годы не мечтал спалить ненавистное учебное заведение к чертям собачьим? Вот это самое…

Есть что-то такое в японской постапокалиптике, что частенько не дает ее игровым представителям добраться до Запада… Last Armageddon, Soukaigi, Babel(с PCECD), Makyouden. У последней алиби в этом плане железное. Так как она вышла исключительно на японском компьютере, и после этого не посетила ни одну консоль. Но если Babel того же 1992 года выпуска выглядит чуть современнее (читай, как что-то 16-битное) и является полноценной ролевушкой, то у Makyouden и презентация менее технологичная, и в плане жанра не сразу распознаешь, что там намешали. Эта неортодоксальность, усыпанная иероглифами, загодя обеспечила погибель игры для англоязычного мира. Как выяснилось, спустя 27 лет, смерть – понятие…

Честное слово, о таком шлакоблоке, как Meimu, даже необязательно строчить хоть сколько-то объемный текст. Пожалуй, хватило бы одного скриншота из игры, с подписью “Nuff said”, чтобы можно было совершенно точно составить впечатление о том, что этот субпродукт игропромышленности из себя не представляет. Что ж, если нам еще когда-нибудь попадется игра, подобная Meimu, обещаем, что непременно исправимся и сделаем все как надо – со скриншотом и с подписью. Ну а пока же читайте далее. Pitch Black Для начала стоит предупредить тех мазохистов, которые, несмотря ни на что, все-таки возьмутся за игру – ориентироваться в Meimu практически невозможно. Взгляните на скриншоты. Да,…

За время, прошедшее со времен выпуска первой части, в мире Meimu многое изменилось. По крайней мере, внешне. Кто-то решил, что игра, в целом, получилась удачная, да вот только выглядит она не очень, и надо бы срочно провести ей радикальную операцию по смене внешности, а само ядро геймплея оставить без изменений. Зачем его менять, и в самом деле? И так же все было прекрасно дальше некуда. Один шаг вперед, столько же назад Сказано – сделано. Путем недолгих ковыряний на свет явился новый облик Meimu. В стане разработчиков сочли, что первая игра имела слишком не-японскую внешность, и это надо срочно исправлять. Нужон…

-Девушка, а вас как зовут? -Роза. -А где вы работаете? -В банке. -Роза в банке… Как романтично! (Из анналов отмороженного российского юмора) В свое время о правилах алхимии вам рассказывал Echo-Pix (см. обзоры Full Metal Alchemist в количестве двух штук), хотя в мире Mercurius Pretty дела обстоят не столь категорично. Там, в месте, сопоставимом с нашим средневековьем, алхимики на протяжении многих лет пытались выводить… ну, если и не роз в банке, то что-нибудь не менее возвышенное и поэтическое. Что именно – неизвестно, хотя бы благодаря изобилующим иероглификой сюжетным сценам в начале игры. Так или иначе, получился как раз этот самый…

Во времена царствования «Мегадрайва» в среде обладателей этой приставки немалой популярностью пользоваласть ролевушка от тогда еще не погрязшей в тотальном мэйнстриме Electronic Arts – Rings of Power. Положа руку на сердце, можно сказать, что то было скорее от сравнительной доступности картриджей с игрой (по сравнению с, допустим, Phantasy Star 4), а не из-за каких-то невероятных достоинств игры. Которых у нее, уж извините, было не так уж и много. Впрочем, как раз фэнам такого рода продукции вполне можно порекомендовать взглянуть на «ртутную» дилогию от безвестных кудесников из Maxima – Mercury. Почему я начинаю сразу со второй части, а не с самого…

Хентайные RPG, обитающие главным образом на различных компьютерах,- блюда достаточно специфические и неоднозначные. Ибо будучи лишенными особой глубины и проработанности, присущей монстрам ролевого мира вроде Xenosaga (а зачастую и вообще будучи простенькими и незамысловатыми), они являются отрадой скорее для хентайщиков, нежели серьезных JRPGеймеров. Впрочем, на платформе PC98 спокойно уживаются и традиционные (читай – “приличные”) ролевые игры, и их фривольные хентайные собратья. О двух представителях последнего стана, Continental и Innocent Trip, я уже рассказывал, в этот раз речь пойдет о более известной представительнице H-RPG – Metal Eye. Более известна она еще и потому, что выходила еще и на FM Towns и…

В очередной раз обстоятельства сталкивают меня с игрой по лицензии, известной прежде всего любителям манги, но не аниме (предыдущий такой казус был со SNES`овской Jojo no Kimyou na Bouken). Хотя, конечно, детище Эйдзи Оцука и Сю Тадзима таким эпическим размахом не отличалось – с 1987 по 1997 год вышло лишь 5 томов манги, если верить интернет-источникам. Хотя, с другой стороны – у разных volume`ов могут быть разные размеры… Так или иначе, повествование вращается вокруг юноши Мадары, изучавшего тихо-мирно кузнечное дело, но в один прекрасный день узнающего о своем не совсем обычном происхождении, и вступающего на путь борьбы со своим братом…

Многие разработчики различных игропроектов для PC98, судя по всему, страдают распространенным заблуждением: полагают, что наличие хентайного контента в игре позволит с успехом скрыть недостатки их квази-детища. Недостатков, как обычно бывает в таких случаях, хоть в вагонах вывози. А если и не скрыть их, так замылить глаза неподготовленным геймерам – а ну как пройдут игру хотя бы из-за откровенных сцен. Примеров много, и временами продукты такого рода даже появляются за пределами PC98 – Divine Sealing для Genesis тому подтверждение. Этот скролл-шутер, можно сказать, является квинтэссенцией всего вышесказанного – подводных камней море разливанное, и само качество аховое, зато хентай тут как тут!…

Так уж сложилось, что в скудном пока что разделе PC-обзоров нашего сайта обитают пока только игры компании AliceSoft – с этого момента в количестве двух штук. Не могу сказать, что это удивительно, ведь «мягкая Алиса» – один из двух(!), наряду с F&C, производителей хентайной продукции 80х, доживших-таки до наших дней. И в отличие от своего ровесника, отнюдь не влачащего жалкое существование. Возможно, не в последнюю очередь благодаря специфической нише хентайных RPG и SLG, где AliceSoft не первое десятилетие находятся среди лидеров. В первую очередь благодаря старейшей HRPG-серии Rance, дожившей с 89 года и до наших дней. Но о Rance в…

Поговорим немного про космос. Что страшит нас, обычных граждан, в этой радиоактивной, бескислородной среде экстремальных температур? Конечно, темнота, ответят многие, – мы ж её с детства боимся. «Недальновидная чушь!» – возразит многим адвенчура Policenauts: межпланетное пространство таит в себе куда более реальную опасность – царящее там беззаконие. Ведь в космосе нет полиции. Более того: там даже нет коррумпированной милиции, которую после ряда реформ и переаттестации можно было бы превратить в полицию, известную в очень узких кругах как эталон честности и порядочности, состоящий сплошь из святых и праведников. И пусть бы их, но выходит так, что за отсутствием полиции в космосе…

Adventure с ролевой боёвкой, коих в данном случае набралось сразу несколько, конечно же, не являются полноценными ролевыми проектами. Ролевая система в них зачастую либо кастрирована, либо отсутствует. Член партии зачастую один, да и какой-то возможности поуправлять героем/героиней дождешься далеко не всегда. Зато удобно для нас, написателей рецензий: полистал (зачастую) прилично иллюстрированную историю, замочил в незамысловатых баталиях злых супостатов и – вуаля! – через несколько часов всё готово. Собственно, если б не они, мои коллеги на PC98, возможно, и не совались бы… Ну да ладно, к чему эти пересуды, когда у нас новый пациент препарирования дожидается. Смотрящим на название сразу отвечаю:…

Увы и ах, но средняя продолжительность жизни компании-разработчика хентайных игр почти всегда значительно меньше «обычной» компании. С 80х годов до наших дней дожили только двое – влачащая ныне жалкое существование Fairytale/F&C и культовые Alice Soft, про некоторые игры которых я уже писал. Разумеется, последние не всегда были такими и с чего-то начинали. В 89 году Champion Soft сменили вывеску на Alice Soft и за 2,5 месяца склепали простенькую эротическую ролевушку Rance, и кто бы мог подумать, что имя ее главного героя станет нарицательным для эроге, а сама серия Rance будет насчитывать около 2 десятков игр. Но, как водится, повествование будем…

Rusty

30

Иногда PC98 может удивлять и в приятном смысле. Даже несмотря на то, что рассматриваемый продукт может оказаться бесстыдным клоном более именитого сериала – в данном случае речь идет о Castlevania. Именно. Rusty – самый натуральный клон Castlevania, времен второй и третьей итерации знаменитой серии на NES, своего рода ее зарождения. Клон легко узнаваемый, трудолюбиво скопированный практически во всех отношениях, и, несмотря на все это, вполне удобоваримый и играбельный. Как бы шаблонно это ни звучало. От второй части Rusty перепали сравнительно объемные уровни, не предполагающие собой банального путешествия из точки A в точку B, а взамен предлагающие скрупулезное обследование локаций с…

Shinc

30

Была в 90х-начале нулевых такая интересная и относительно самобытная конторка Libido, клепавшая визуальные новеллы. Отличались их работы от сотен других новелл ярким узнаваемым артом авторства художника Joy Ride, не совсем прямым движком для Windows-релизов (каждый раз для начала игры нужно вводить имя на японском в нужной кодировке!) и лоли-тематикой. Однако начинали ребята свой путь в 93 году с Shinc – почти классического, но все же dungeon crawler’a с видом от первого лица. На PC98 более сотни игр этого поджанра, но, видимо, Shinc пользовался определенной популярностью, раз уж спустя 4 года на Windows вышел ремейк Rhythm: Koi no Tengoku с полностью…

Есть в Стране Восходящего Солнца такие игровые разработчики, которые, откушав транквилизаторов, умудряются делать оригинальные, местами даже гениальные, играть в которые на редкость проблематично – а всё благодаря им, дизайнерским «находкам». Гранды вроде Square/Enix этим не страдали (хотя у тех же намковцев при желании подобные проекты сыскать можно), подобные продукты обживали и обживают в основном персональные компьютеры. Например, коллектив ветеранов хентайно-ролевой промышленности Alice Soft в полном составе только тем и промышляет. Хотя рассматриваемый здесь проект, Span of Dream, фигурально выражаясь, вышел из под пера тех, кого в подобных экспериментах трудно было бы упрекнуть. А именно компанию Wolf Team, впоследствии ставшую Namco…

То, что в разделе обзоров для Мегадрайва обитает экзерсис, посвященный, скажем так, мультижанровой игре Star Cruiser (одна «жанровая» часть которого позволяет называть его одним из первых FPS) – неоднозначно выполненной технически, наполовину непонятой ввиду джапского контента, с трудом (читай –боком) относимой к ролевым играм, да и вообще довольно сырой в целом. Последующие искания в многочисленных ромах для PC98 (а их, к слову, более 2000, из которых более 500 RPG!) показали, что пациент был зачат как раз там, еще в 1987 году (мегадрайвовский порт, напомню, вышел в 1990-ом), а консольная версия является его «причесанной» версией. Шесть лет спустя после выхода оригинальной…

Имя компании Gust на протяжение уже третьего десятилетия ассоциируется почти исключительно с франшизой Atelier. Практически не меняющийся (может оно и к лучшему) с 1997 года фундамент геймплея вкупе с новой девушкой-главгероиней и новым миром – и почти каждый год на прилавках появляется новая игра серии, стабильно приносящая доход десяткам саларименов из Gust. Но первой игрой студии была не Atelier Marie, а слепленная с оглядкой на мастодонтов Fire Emblem тактическая RPG для PC98, не имеющая абсолютно ничего общего с потомками, от слова «совсем». Причем, в отличие от творений других стартовавших на японских компьютерах, The Story of King Aress практически полностью неизвестна…

Не так давно я повествовал о том, как наспех разработанная за несколько месяцев в 89 году хентайная ролевушка Rance на долгие годы стала флагманом своего поджанра, если не сказать «одним из маскотов всей индустрии эроге». Спустя год последовала успешная вторая часть, о которой мы как-нибудь обязательно поговорим, но сегодня речь не о ней, а о такой же небольшой, но примечательной ролевушке, разработанной в перерыве между Rance 2 и 3, «дабы отвлечься от приключений Ранса». И таки да, в итоге эта игра тоже стала родоначальником ролевой серии, пусть и гораздо более скромной (на данный момент вышли три номерные части и один…

Самым известным хентайным ролевым сериалом (по крайней мере, в России) является Dragon Knight – в том числе и благодаря англоязычной Knights of Xentar. Хотя ошибочно считать, что именно DK стал первым подобным сериалом, поскольку первый «дракошкин лыцарь» вышел на PC88 в 1989 году, а за два года до этого вышла Twilight Zone от компании Great. Хотя, право, первая часть по большей части была текстовой адвенчурой – то есть неиграбельной, принимая во внимание язык игры. В 1988 году выходит Twilight Zone 2, мутировавшая на радость хентайному сообществу, в полноценную ролевушку (пусть это даже dungeon crawler с видом от первого лица, а…

Среди гор хентайного мусора, щедро разбросанного по игровым просторам PC98, денно и нощно трудится экскаватор JRPG.ORG. Он не знает ни голода, ни усталости и, мерными рывками вгрызаясь ковшом в очередную кучу, делает своё грязное дело. И в снег, и в зной, и в дождик проливной работает молчаливая машина, ежеминутно перепахиваются тонны непотребщины, дабы где-то на дне обнаружить что-нибудь стоящее… И всё было у экскаватора хорошо, но сегодня ковш, так и не добравшись до дна, застрял в чём-то под названием X-Girl и пришёл от данной встречи в негодность, тем самым отодвигая уже нашу встречу с чем-то стоящим на неопределённый срок. Но…

XNA

23

Через год после выхода брызжущей своей красочностью Dragoon Armor, в 1990ом, выходит более удачный «дубль два». Дабы хотя бы по названию не вставать в один ряд с очередным клоном Dragon Quest (а в то время поток еще не смолк) – пусть даже поджанр другой под странным названием XNA. Произносится ли название как «хна», «хня» или как-то еще – науке неизвестно. Но к счастью, фэйритэйловцы прекрасно поняли, что на рубеже нового десятилетия не стоит пытаться продать публике убогую поделку (хотя разработчиков Meimu это не остановило…). Компьютер-ветеран модели NEC PC88 уже доживал последние дни, и потому свои dungeon crawler`ские опыты «сказочники» продолжили…

Ys

33

Ролевой сериал, количество букв в названии которого настолько же мало, насколько велико количество его портов и римейков, да так, что королева римейков F.F. может позавидовать, по тем или иным причинам до сих пор еще сильно не освящался на сайте, и это притом, что автор этих строк даже умудрился в свое время написать о компании-разработчике спецматериал в один игровой журнал. Но начинать когда-то надо, а начинают у нас на районе, в отличие от мэйнстримеров, не с самых новомодных проектов (желательно, как водится, HD), а с самой олдовой неретушированной классики. Молодая тогда еще, но очень неплохо растущая (пусть и не настолько хорошо,…

-Шеф, башне Дарма крышка! -Понятно. -Шеф, но моя заначка под ковриком! -Понятно. -Шеф, но… -Давай ты лучше нашего гостя встретишь как следует. Чтоб из качалки потом не вылезал! -Есть, шеф! (Шеф склонился над картой, попутно насвистывая под нос песенку про красноголовиков) Поведал я в свое время вам об одном из пионеров поджанра action/JRPG и флагману компании Falcom с коротким, как пигмей, но звучным названием Ys. При том, что первая часть Ys по сути была только началом для предполагаемого разработчиками эпоса, она получила огромную популярность и с компьютеров Fujitsu FM7, Sharp X1 и PC88 переползла на приставки и даже умудрилась появиться…

Большая часть из нас ассоциирует GameArts исключительно с двумя ее самыми громкими сериями – Lunar и Grandia. Однако же послужной список GA на момент выхода оригинального первого Lunar в 93 году был весьма массивным. В 80е разработчики по большей части пахали на благо NECовских персональных компьютеров и выпустили несколько культовых для того времени продуктов – продвинутый с технической точки зрения шмап Silpheed и оригинальный, но не больно-то играбельный робо-экшн Thexder. Чуть позже на PC88 вышли два полуролевых проекта – странный гибрид платформера и dungeon crawler’a Wibarm и фэнтезийная Zeliard, спустя несколько лет изданные на DOS знатными квестоделами из Sierra. Завязка…