Смотрим: NEC PC88

Авторы JRPG.org впервые сталкиваются с ситуацией, когда движок сайта не в состоянии отразить всего великолепия названия описываемой игры. Вот и тут – phpNuke не терпит кавычек и закорючек в заголовках. Просьба не путать сегодняшнего пожилого гостя с квестом середины 90-х – D (3DO, Saturn, PS one) от Кендзи Эно и команды Warp – ибо имя ему D’, что произносится как «Ди-дэш». Для особо тупых в низу заглавного экрана есть даже транскрипция… Хотя куда более умилительное изображено наверху. Невинное “Sci-Fi Violence RPG” намекает на то, что предвидится нечто феерическое. Ну-ну, на NECовском железе 79-го года выпуска… После долгих брожений в монументальном…

Для некоторых людей серия Megaten начался в 92 году с Shin Megami Tensei для SNES. Для более прошаренных в теме – с изданной Namco в 87 году Megami Tensei для Famicom. А для самых прошаренных – с вышедших за несколько месяцев до фамикомовского релиза Megami Tensei для японских компьютеров MSX, PC88, FM7 и Sharp X1. Почти всегда мы начинаем с сюжета, но этот случай особый ввиду того, что у большинства пытавшихся затрагивать в своих обзорах версию для FM7 были проблемы с ее запуском, хотя игра эмулируется без проблем. Так вот, знакомьтесь, клавиатура компьютера Fujitsu FM7: Как видите, сразу бросаются в…

В первой половине 90-х на NECовских компьютерах PC88/98 вовсю обретались многочисленнейшие (около полутора сотен на обеих платформах!) dungeon crawler`ы, тогда называвшиеся благодаря виду от первого лица не иначе как «3D RPG». Впрочем, все эти многочисленные кальки с Wizardry и Might & Magic в массе своей не могли похвастаться ни оригинальностью, ни графикой (передвижение производилось по «гексам»), ни играбельностью (чтобы толком углубиться в заготовленные разработчиками подземелья, необходимо было долго и нудно прокачиваться… а иногда партию вообще срубали на корню за пару минут). Причем похвастаться не могли даже японские инкарнации Wizardry (до выхода римейков на PCE CD, по крайней мере). К счастью,…

Уверен, многие фанаты творчества компании Koei (это относится как к историческим стратегиям, так и к Dynasty/Samurai Warriors) ужаснулись бы, узнав, с чего компания начинала свою жизнедеятельность. Ну, без Nobunaga`s Ambition там, конечно, тоже не обошлось, но куда примечательнее продукты серии Strawberry Porno Series, которые выходили в первой половине 80-х! Поскольку с компьютером Fujitsu FM7 пока не дружу, половина игр этой серии прошла мимо меня. Из оставшихся стоит отметить полуролевую игру для PC88 с говорящим за себя названием My Lolita, встречающую игрока иллюстрацией с привязанной ремнями к кушетке… эммм, девушкой предпубертатного возраста с недостаточно оформившимися половыми признаками. И этой, в оригинале…

Во второй половине 80-х вышла большая часть классических ролевых игр, определивших развитие жанра на десятилетие вперед. Трое из них, Dragon Quest и Final Fantasy, с несколько отстающей Megami Tensei, в первом ряду и поныне. Кроме них вышли и многие другие, по многим причинам оставшиеся легендами только в своей собственной стране, а порой никогда не показывая лица за пределы островов (например, Tengai Makyou), а другие выходили лишь иногда и порой не в самом лучшем виде. И именно к последней категории относится второй после Ys из двух китов компании Falcom – Legend of Heroes, на западе до выхода Trails of the Sky…

Не так давно (в ноябре 2015го) вышла долгожданная, переводившаяся черт знает сколько лет JRPG с чуть ли не самым внушительным размером сценария в истории жанра вообще – вторая часть трилогии Legend of Heroes VI: Trails in the Sky. А спустя месяц – первая из дилогии Legend of Heroes: Trails of Cold Steel. Вот и подумалось на волне «хиромании», что стоит обобзорить наименее известную из номерных LoH, и единственную, которую так никто никогда и не пытался переводить (даже путем субтитров к прохождению на Youtube, как Ao и Zero no Kiseki). Неужто опять заслуженно забытая классика? Увы, нет. За три года, что…

Издательство Fairytale вкупе с подразделением Red Zone достаточно известно среди любителей хентайных игр для PC98 своей плодовитостью и, вместе с тем, качеством и разнообразием своих продуктов (ну, для своего времени, по крайней мере). Несколько раз «сказочники» ступали и на территорию ролевушек. Всего таких «опытов» было пять. Последние два – дилогия Romance wa Ken no Kagayaki (PC98, PC, PS one) – отдельная история, и ее мы затронем в следующий раз. А вот первые три кома представляют из себя схожие друг с другом dungeon crawler`ы, и в связи с этим мы будем обзорить их по хронологии, по восходящей. Итак, блин первый… (S.R.)…

«Пушкин, сука, ты сам хоть когда-нибудь изумруды грыз?» (Белочка) Парадоксально, но факт – в дремучие 80-е и в самом начале 90-х производилось чуть ли не больше научно-фантастических JRPG, чем сейчас, хотя должно было быть наоборот – тем более что часто слышны стенания о том, что фэнтезийный сеттинг приедается (по секрету скажу – на это сетует весь оставшийся авторский коллектив сайта ^_^ ). А вот в конце 80-х были времена… Пусть даже значимое имя дошло до наших дней только одно – Phantasy Star. Но кроме него были и совсем мало кому известные sci-fi JRPG на японских персональных компьютерах – Screamer, Road…

Еще задоооолго до наверняка памятных многим присутствующих парадов клонов Command & Conquer в 1997-98 годах, Starcraft (чуть позже) и Counter-Strike (2001-02) на другом конце света в течение где-то пяти лет шел нескончаемый (и не так чтобы очень приятный) дождь низкокачественных клонов Dragon Quest. Лишь в начале 90-х количество стало переходить в качество, а вот до того… Особенно досталось, конечно, NES и компьютерам компании NEC. Особенно последним, ведь собрались там разработчики, обладавшие куда как меньшим бюджетом, да и тот же PC88 был старше NES и, соответственно, технически слабее детища Nintendo. На NES в ту пору вышли как гениальные для своего времени…

Здесь должен быть долгий и, наверное, продолжительный абзац о долгой и тяжелой дороге японских RPG к западному игроку, но писать оный бессмысленно – ролевые игры японского производства появились в тех же Штатах быстрее, чем сам родоначальник JRPG Dragon Quest (он, напомню, вышел на английском под именем Dragon Warrior лишь три года спустя). Изначально японские производители выпускали RPG на японских персональных компьютерах, от Sharp`овских MZ-2500 и X1 до NEC`овских PC88 и PC98. Вот и наш сегодняшний гость Haja no Fuuin был выпущен в том же 1986 году примерно в то же время, что и лучезарный DQ, сразу на нескольких компьютерах –…

Компания Kogado принадлежит к когорте разработчиков-ветеранов, крутящихся в бизнесе с середины 80-х (первой игрой конторы стала Cosmic Soldier для MSX и PC88; как раз вторую часть этой игры я и описал на сайте), но ввиду, хм, оригинального выбора платформ для издания (как и Falcom, когадовцы долгое время предпочитали платформы от NEC, после чего почти полностью перешли на PC) особой популярности среди масс не добились. Но не уделить такой замечательной компании места на нашем сайте было бы преступлением – ну посудите сами, многие ли компании называют внутренние студии разработки по именам кавайных зверушек, вдобавок изображенных на логотипах? Оставим будущим поколениям дискуссии…

Увы и ах, но средняя продолжительность жизни компании-разработчика хентайных игр почти всегда значительно меньше «обычной» компании. С 80х годов до наших дней дожили только двое – влачащая ныне жалкое существование Fairytale/F&C и культовые Alice Soft, про некоторые игры которых я уже писал. Разумеется, последние не всегда были такими и с чего-то начинали. В 89 году Champion Soft сменили вывеску на Alice Soft и за 2,5 месяца склепали простенькую эротическую ролевушку Rance, и кто бы мог подумать, что имя ее главного героя станет нарицательным для эроге, а сама серия Rance будет насчитывать около 2 десятков игр. Но, как водится, повествование будем…

Самым известным хентайным ролевым сериалом (по крайней мере, в России) является Dragon Knight – в том числе и благодаря англоязычной Knights of Xentar. Хотя ошибочно считать, что именно DK стал первым подобным сериалом, поскольку первый «дракошкин лыцарь» вышел на PC88 в 1989 году, а за два года до этого вышла Twilight Zone от компании Great. Хотя, право, первая часть по большей части была текстовой адвенчурой – то есть неиграбельной, принимая во внимание язык игры. В 1988 году выходит Twilight Zone 2, мутировавшая на радость хентайному сообществу, в полноценную ролевушку (пусть это даже dungeon crawler с видом от первого лица, а…

Считается, что первопроходцами action/JRPG были Falcom с их Dragon Slayer 84 года, из сырых наработок которого выросли сначала сиквелы Xanadu и Romancia, а потом и одна из визитных карточек компании и всего поджанра – Ys. Однако между первым Dragon Slayer и Ys в 1986 году на японских компьютерах вышел Wibarm – игра, которая неизменно мелькает в топах игр для этих платформ, и для своего времени даже более революционна, чем DS и Ys. Разрабатывали игру Arsys – культовая в особо узких кругах компания, которая впоследствие выпустит дилогию Star Cruiser, а мейнстриму будет известна по участии в разработке Gran Turismo совместно с…

Ys

33

Ролевой сериал, количество букв в названии которого настолько же мало, насколько велико количество его портов и римейков, да так, что королева римейков F.F. может позавидовать, по тем или иным причинам до сих пор еще сильно не освящался на сайте, и это притом, что автор этих строк даже умудрился в свое время написать о компании-разработчике спецматериал в один игровой журнал. Но начинать когда-то надо, а начинают у нас на районе, в отличие от мэйнстримеров, не с самых новомодных проектов (желательно, как водится, HD), а с самой олдовой неретушированной классики. Молодая тогда еще, но очень неплохо растущая (пусть и не настолько хорошо,…

-Шеф, башне Дарма крышка! -Понятно. -Шеф, но моя заначка под ковриком! -Понятно. -Шеф, но… -Давай ты лучше нашего гостя встретишь как следует. Чтоб из качалки потом не вылезал! -Есть, шеф! (Шеф склонился над картой, попутно насвистывая под нос песенку про красноголовиков) Поведал я в свое время вам об одном из пионеров поджанра action/JRPG и флагману компании Falcom с коротким, как пигмей, но звучным названием Ys. При том, что первая часть Ys по сути была только началом для предполагаемого разработчиками эпоса, она получила огромную популярность и с компьютеров Fujitsu FM7, Sharp X1 и PC88 переползла на приставки и даже умудрилась появиться…

Большая часть из нас ассоциирует GameArts исключительно с двумя ее самыми громкими сериями – Lunar и Grandia. Однако же послужной список GA на момент выхода оригинального первого Lunar в 93 году был весьма массивным. В 80е разработчики по большей части пахали на благо NECовских персональных компьютеров и выпустили несколько культовых для того времени продуктов – продвинутый с технической точки зрения шмап Silpheed и оригинальный, но не больно-то играбельный робо-экшн Thexder. Чуть позже на PC88 вышли два полуролевых проекта – странный гибрид платформера и dungeon crawler’a Wibarm и фэнтезийная Zeliard, спустя несколько лет изданные на DOS знатными квестоделами из Sierra. Завязка…