О JRPG.ORG

Старейший ролевой портал СНГ и один из старейших на континенте. Изначально был известен как RPG-emumania.narod.ru, но быстро сменил имя на куда более солидное. Многие читатели Jrpg.org неоднократно могли задаваться вопросом: почему на сайте, помимо собственно jRPG присутствуют и другие игры, зачастую не совсем ролевые, а временами вовсе даже не японские? Вопрос справедливый и верный, но ответ на него далеко не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. В этой статье я попробую изложить свои размышления по этому поводу, которые, однако, не претендуют на истину в последней инстанции, и, в конечном счете, окончательное мнение предстоит сформировать читателю. Так что читайте на свой страх и риск.

Можно долго рассуждать на тему: почему на сайте присутствует обзор такой игры, как Dracula X: Rondo of Blood. Вроде бы и аркада, и ролевых элементов там постольку поскольку, а все равно есть. И ответов на него может быть много. К примеру, такой: именно Rondo of Blood стала предтечей Symphony of the Night, и именно благодаря ей Castlevania стала именно такой, какой мы видим ее сейчас – аркадой с приличным набором RPG-фишек, и смещенным упором в сторону exploring’a. Или такой: личное желание автора познакомить читателей с как можно большим количеством игр серии, ну а если игра сама по себе малоизвестна, что плохого в том, чтобы представить ее на всеобщее обозрение? Человек может узнавать об играх либо методом проб и ошибок (пришел в магазин, увидел, купил), либо – в большинстве случаев – через рассказ другого человека. Выраженный при этом в устной форме или письменной – это уже дело десятое. Главное – мнение имеется, и фактор «кота в мешке» уже сам по себе уменьшается. По-моему, подобный ответ ничуть не менее имеет право на существование, чем любой другой, в достаточной степени правдоподобно выглядящий и подкрепленный соответствующими аргументами.
Ну хорошо, спросите вы, а как же буква «j» в слове RPG? Ролевые элементы, может, и есть, но вот соответствуют они лекалам японских ролевых игр? Может быть, Castlevania и имеет в себе наличие ролевых черт, но где же собственно японское и ролевое? Т.е. обязательная фиксированная партия, сравнительно линейный сюжет, сильный упор на проработку героев игры, наличие мини-игр, наконец?
Можно и отшутиться – сказать, что, мол, игру делала Konami – фирма японская (Japanese), а значит, априори игра имеет в себе элементы японоязычных RPG – Japanese и RPG. jRPG. Тоже вариант, хотя едва ли убедительный.
Если серьезно, то я считаю, что ортодоксальность и излишний догматизм в данном случае только во вред. Даже если и на баннере значится надпись jRPG.org, не стоит ожидать, что среди игр будут только RPG и только J и никак иначе. Когда имеешь дело с жанрами, уступки временами неизбежны. Так как само это понятие весьма расплывчатое, да и разработчики не стараются укладываться в какие-либо рамки, а наоборот, стараются сотворить что-то оригинальное, внести свежие идеи. Если этого нет – сомневаюсь, что в адрес игры полетят хвалебные отзывы, а не упреки в застойности, зашоренности и нежелании раздвигать собственные горизонты. Когда-то считалось модным долго и нудно прокачиваться, чтобы хоть как-то осилить ждущие впереди подземелья. Сейчас этого практически нет. Но jRPG остались jRPG.
Или другой пример. Phantasy Star 3 внесла черту, характерную скорее для компьютерных ролевых игр – нелинейность. В рамки жанра не вписывается. Не jRPG? Отнюдь. В разных играх наличие элементов само по себе разнится: где-то больше, где-то меньше, но почти никогда не хватает, или, наоборот, перебарщивает с ролевой похлебкой. Суть не меняется. Опять же, четко всунуть в жанр получается с трудом – хоть где-то, да встретится неподходящий сучок. Доходит до того, что толком не знаешь, что вообще можно причислять к jRPG, и является ли наличие в наше время атрибутов, когда-то характерных сугубо для японских продуктов достаточным поводом, чтобы отнести игру к этому жанру. Примеров тому достаточно, можно даже разобрать по пунктам. Сравнительно линейный сюжет, прописанные персонажи? Когда-то да, сугубо прерогатива японских игр. Сейчас же – KotOR, KotOR 2, Neverwinter Nights 2, Mass Effect. Везде наличествуют упомянутые признаки. Но японская ли ролевая игра? Держи карман шире.
Страна-производитель? Sudeki, Septerra Core, Secret of Evermore, Shadow Madness, наконец. Не японские. Но jPRG. Или слепленные по их образу и подобию, в крайнем случае. Отсутствие возможности прокачивать героев по своему вкусу, невозможность раскидывать баллы по характеристикам в японоязычных ролевушках? Серия Shin Megami Tensei – там это все есть. Отсутствие в них же саб-квестов? Полноте, такое еще в Phantasy Star: The End of the Millenium было.
Как видите, четко классифицировать нынешнее состояние японских ролевиков становится довольно проблематично. Это раньше было легко, и сейчас, когда выпускаются такие «легкие в классификации» игры, их называют old-school jRPG. Так как же быть? GameFAQs дает довольно хитрую отмазку всему этому – оказывается, все вышеперечисленное – console-style RPG. Вот и все. А почему бы и нет, в конце концов? Так что предлагаю не быть догматиками и оставить разборы жанров тем, кому этого хочется. Наша же задача – познакомить читателей с как можно большим количеством «консольных RPG» (будем называть так), хороших и разных, плохих и одинаковых.
Но ведь есть еще один зловредный нюанс – как быть с теми играми, которые вообще никоим боком не относятся к ролевому миру, но тем не менее все равно просочились на сайт? Ведь в их-то случае уж никак нельзя выдать желаемое за действительное, и Knights of the Round, к примеру, ярчайшее тому доказательство. Как ты не крутись, но это бит-эм-ап, и бит-эм-апом и останется, хоть изменяй название на, скажем, Knights of the Round: The Roleplaying Story.
Здесь могу посоветовать только одно – считайте подобные обзоры за исключения. И, если уж совсем невмоготу терпеть их – просто не читайте. Наше дело рассказать. Ваше дело – прочитать. И играть, если есть на то желание. Ведь отрицательный результат, как известно, тоже результат.